27 марта – Всемирный день театра

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры», — небезосновательно утверждал В. Шекспир в комедии «Как вам это понравится». Что же, каждый из нас действительно играет в этой жизни свою определенную роль. И от нашего таланта, мастерства и профессионализма зависит не так уж и мало. Именно поэтому День театра — это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник, не знающий, ни национальных, ни религиозных границ.

Немного об истории театра

Первые упоминания о театре относятся к 497 году до н.э. Именно в этом году, согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами. Собственно говоря, конструкция такого сооружения очень напоминает по внешнему виду современный цирк.

В 55 году до н.э. в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актеры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы, такие «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Театральные действа издревле любили и на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками. Но уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах. Первый же театр (балаган) в России появился во времена Петра 1: в нем ставили небольшие пьески, основанные на самых незамысловатых и порой даже непристойных сюжетах. В 1795 году в Москве открылся театр графа Николая Шереметьева, который сыграл огромную роль в формировании русской театральной школы.

Особого расцвета русский театр достиг в 19-20 веках, подарив миру много великих актеров, режиссеров, драматургов. Россия по праву гордится такими именами, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.П. Чехов, А.Н. Островский, В.Э. Мейерхольд, М.С. Щепкин и многими другими.

История и традиции Всемирного дня театра

Всемирный день театра отмечается 27 марта. Праздник был учрежден по инициативе Международного института театра в 1961 году. Первый раз празднования прошли в 1962. Послание к деятелям театрального искусства было написано культовым французским художником, писателем и драматургом Жаном Кокто.

Всемирный день театра — это профессиональный праздник сотен тысяч людей, которые посвятили свои жизни служению этому великому и прекрасному искусству. В России День театра принято отмечать очень весело и торжественно. Обязательно проходят концерты, творческие встречи с любимыми артистами, вечера, мастер-классы. К этому дню приурочивают и премьеры спектаклей в ведущих театрах страны. Особо стоит сказать про знаменитые «капустники», которые «дали путевку в жизнь» многим звездам театра и кинематографа.

Театры города Кирова

Кировский Драматический Театр

Кировский Драматический Театр основан в 1877 год, когда состоялось открытие старого деревянного здания театра. Была показана французская комедия “Старое старится, молодое растёт” (в переделке А. Плещеева). В 1935 году было решено построить новое здание театра. И это было сделано в рекордный срок. Проектировали его московские архитекторы Буров и Федоров, а рабочие Метростроя сделали огромную люстру для зрительного зала. 4 ноября 1939 г. театр открыл сезон – уже в новом здании – спектаклем “Любовь Яровая”. В годы войны в стенах театра располагался эвакуированный из Ленинграда Большой драматический театр. Писатель Евгений Шварц, который в годы войны приехал в Киров вместе с БДТ и находился в городе пока шла блокада Ленинграда. Именно в Кирове он написал пьесы “Одна ночь” – об ужасах блокады и “Далекий край”. В настоящее время репертуар театра состоит из более чем 30 спектаклей для взрослых и детей.

Награды

1998 год – за творческие достижения театр в рамках международной программы «Партнёрство ради прогресса» был награждён во Франции почётными призами «Золотая пальма» и Гран-при.

2006 год  – театр стал дипломантом I Всероссийского конкурса спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма и любви к Родине, г. Москва (за спектакль «Благословите светлый чай» по пьесе Льва Проталина).

2010 год –  театр стал лауреатом фестиваля «Дни Островского в Костроме» (дипломом за «Лучшую женскую роль» награждена народная артистка России Галина Малышева, дипломом за «Лучший актерский дуэт» награждены артисты Ольга Вихарева и Иван Шевелев).

2011 год – спектакль Кировского драмтеатра «Поздняя любовь» по пьесе А.Н. Островского стал лауреатом V театрального фестиваля им. Н.Х. Рыбакова (дипломами лауреатов фестиваля награждены народная артистка России Галина Малышева, заслуженная артистка России Наталья Исаева, артистка Ольга Вихарева).

2016 год – спектакль Кировского драмтеатра «Старший сын» по пьесе А. Вампилова (режиссер – Константин Солдатов) вошёл в «Лонг-лист» национальной театральной премии «Золотая маска».

2017 год – спектакль Кировского драмтеатра «Клятвенные девы» по пьесе О. Михайлова (режиссер –  Иван Комаров) стал участником V Молодежного театрального форум-фестиваля «Артмиграция» в г. Москва. Спектакль оказался в числе восьми отобранных заявок из ста поступивших.

Кировский Государственный Театр Кукол им. А.Н. Афанасьева

Кировский театр кукол – один из старейших в России. По распоряжению КрайОНО, он был создан в июне 1935 года. Сохранились имена первых актеров-кукольников: Т. И. Никольская, А. П. Кубертская, М. К.Мамаев, А. Н.Кудрявцева, Г. Н. Осокина. В музее театра хранятся несколько старых, пожелтевших от времени любительских фотографий тех лет, скупые газетные строчки постановления о создании в городе театра кукол, сохранилась людская память. Так началась на Вятской земле история уникального по своей природе искусства – искусства «играющих кукол». Дело было новое, неведомое молодым энтузиастам. Встал вопрос о закрытии театра. Но осенью того же года, с приходом директора и режиссера, опытного театрального организатора Сергея Владимировича Воронецкого, театр смело заявил о себе как о самостоятельном, профессиональном коллективе. Спектакли «Марфа-летчица», «Мишка–рыболов», «Балда» были очень любимы юными зрителями.

В этом же году были организованы первые курсы по подготовке актеров-кукольников для создания районных самодеятельных театров кукол в областных городах Яранск, Орлов, Слободской.

В 1937 году Кировский областной театр кукол приобретает самостоятельный статус, продолжая постановки не только для юного зрителя, но и для взрослых.

В 1941 году после гибели С. В. Воронецкого во главе театра становится актер и режиссер А. Н. Афанасьев, чье имя в 2009 году было присвоено театру.

Годы войны тяжело отразились на Кировском кукольном театре. Многие кукольники ушли на фронт, учреждение осталось без государственных дотаций, актерам приходилось на попутках добираться до районных центров, чтобы показать спектакли, так как единственный грузовичок театра был реквизирован для нужд фронта.

Но театр не прекращал своей работы. Продолжали ставиться новые и возобновлялись старые постановки для детей, актеры выступали с концертными программами и агитационными спектаклями для взрослых по госпиталям, клубам, призывным пунктам, воинским частям города и области.

Именно в это трудное время театр начинает творческое сотрудничество с БДТ и известнейшим драматургом Евгением Шварцем. В 1942 году по его пьесе, написанной специально для Кировского театра кукол, А. Н. Афанасьев ставит спектакль «Красная шапочка».

В 1957 году театру предоставляют первое собственное стационарное помещение со зрительным залом, фойе, мастерскими по изготовлению кукол (второй этаж одного из старейших зданий города Кирова (ул. Карла Маркса, 73).

С 1974 по 1999-е годы место художественного руководителя театра занимает сын Анатолия Николаевича – заслуженный артист РСФСР Вадим Анатольевич Афанасьев. Его постановки и актерские работы были высоко оценены зрителем и критикой.

Долгожданным событием для Кировского театра кукол стало открытие в декабре 2009 года нового здания. Сейчас в театре есть два зрительных зала, сцена, оснащенная по последнему слову техники, новейшее электроосветительное и звуковое оборудование, просторные и светлые художественно-производственные цеха. Открытие здания стало новым этапом развития Кировского театра кукол.
На сегодняшний день в репертуаре театра успешно идут такие спектакли, как «Дуняшка», «Ищи ветра в поле», «Кот в сапогах», «Кто сказал: Мяу?», «Айболит», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Солнышко и снежные человечки», “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, “День рождения Красной Шапочки”, “Бобик в гостях у Барбоски”, “Холодное сердце”, “Как один мужик двух генералов прокормил” и многие-многи другие.

Кировский государственный театр юного зрителя «Театр на Спасской»

Основан в 1936 году.
Первый спектакль — “Сережа Стрельцов” по пьесе В. Любимовой. Это событие явилось началом работы профессионального детского театра в Кирове. Режиссёром спектакля и первым художественным руководителем театра стал Михаил Сергеевич Шохов.

В 1937 году за постановку спектакля по роману Н. Островского “Как закалялась сталь”» (режиссёр – Р. Романовский) Кировскому ТЮЗу было присвоено имя писателя Николая Островского.
В годы Великой отечественной войны заметным событием в жизни театра стала премьера спектакля “Далёкий край” по пьесе Е. Шварца. Именно с этой постановкой театр в период с 1942 по 1945 гг. гастролировал по районам Кировской области и военным госпиталям.

В начале 1990-х годов Кировский ТЮЗ имени Н. Островского был переименован в Кировский театр юного зрителя “Театр на Спасской”.

Среди бесчисленного множества разных спектаклей, поставленных за 70 лет на сцене театра, были и такие, которые надолго запомнились кировскому зрителю. Таким в 1950 году стал спектакль Павла Николаевича Розанова “Два капитана” по повести В.Каверина, заслуживший поистине народную любовь. На сцене театра он прошёл 100 раз, по нему состоялось множество встреч со зрителями – и в театре, и в школах.

В 1970 году состоялась ещё одна премьера, которая вызвала множество споров среди театральных критиков и простых зрителей. Главный режиссёр Кировского ТЮЗа Евгений Васильевич Минский впервые за всю историю существования театра обратился к одной из самых сложных пьес У.Шекспира “Гамлет”, вызвав тем самым удивление многих коллег. Однако вопреки всем опасениям, спектакль получил высокую оценку общественности не только в городе Кирове, но и в других городах. Министерство культуры РСФСР удостоило спектакль диплома I степени.

В 1973 году театр возглавил выпускник ГИТИСа Алексей Владимирович Бородин. В том же году в театр пришел художник Станислав Бенедиктович Бенедиктов. Уже через год они поставили спектакль “Двадцать лет спустя” по пьесе М. Светлова, за который театру присваивается звание Лауреата премии Ленинского комсомола Кировской области. А в 1976 за постановку спектакля “Письма к другу” по пьесе А. Лиханова И. Шура (режиссёр – А. Бородин, художник – С. Бенедиктов) театр стал Лауреатом премии Ленинского комсомола.

Самый продолжительный (с 1980 по 2004 гг.) и, несомненно, самый интересный период жизни театра связан с годами творчества главного режиссёра, а затем и художественного руководителя, Александра Павловича Клокова. За годы работы в “Театре на Спасской” им созданы блестящие спектакли: “Любовь, джаз и чёрт”, “Король Матиуш Первый”, “Детдомовцы”, “Мамаша Кураж и её дети”, “Предместье”, “Разбойники”, “Эквус”, “Мольер”, “Чайка”, “Урфин Джюс”, “Гамлет”, “Вечно живые”, “Маленькие трагедии”, “Дон Кихот”, “Три мушкетёра”, “Таланты и поклонники”, “Над пропастью во ржи”, “Ромео и Джульетта”, “Сирано де Бержерак”, “Дядя Ваня”, “Орфей и Эвридика” и другие. Многие из спектаклей А.Клокова были участниками различных Российских фестивалей в таких городах, как Екатеринбург, Москва, Киев, Самара, Ярославль, Воронеж и др.

Театр принимал участие в фестивале “Реальный театр” в Екатеринбурге (“Дон Кихот” Булгакова, 1998), фестивале русской классики в Сыктывкаре (“Женитьба” Гоголя), “Театр детства и юности – XXI век” в Воронеже (“Ромео и Джульетта”, 2003).
В сентябре 2000 года гастролировал в Москве со спектаклями “Таланты и поклонники” А.Островского, “Сара Кру” Ф.Бернетт, “Газета “Русский инвалид” за 18 июля” М.Угарова.
В 2001 года в труппу влился театр танца “Миграция” во главе с Ириной Брежневой, ставшей главным балетмейстером “Театра на Спасской”.

В августе 2004 года директором театра стал заслуженный артист России Владимир Грибанов, а с ноября 2006 года художественное руководство театром осуществляет выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Борис Павлович.

Сегодня в репертуаре “Театра на Спасской” есть спектакли для детей, молодёжи и взрослых. В репертуарной политике театра приоритет отдаётся классическим произведениям, лучшим образцам русской и зарубежной драматургии. Современная драматургия также занимает значительное место в репертуаре “Театра на Спасской”. С её помощью театр осваивает новый язык, обращается к разорванному сознанию современного человека, ведет поиск новых художественных форм.

О дивный народ театрального мира!
Для нас вы всегда – полубоги, кумиры!
Позвольте же вас с Днем Театра поздравить,
Добра пожелать, и от сердца прославить!

Пусть будут безумного счастья моменты,
Награды, овации, аплодисменты!
Житейская радость, в работе успех,
Пусть ролей отличных хватает на всех!

Запись опубликована в рубрике Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий