Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа. Одним из таких праздников является Шорыкйол (Святки). Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января), и длиться целую неделю.
Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. Праздники и обряды складывались в процессе трудовой деятельности наших предков и были связаны с циклическим развитием природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ – весеннего сева, пахоты, уборки урожая и т.д. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы, гадания, игры, жертвоприношения – все они направлены на обеспечение плодородия земли и получение благодатного урожая, а также здоровья, высокой рождаемости и семейного благополучия людей, приплода домашнего скота. ПраздникШорыкйол (Святки), в котором соединились элементы культура предков, гадания, языческий обряд посещения домов ряжеными Васликува, кугыза, имел отчетливую аграрно-магическую направленность. Вся праздничная обрядность была направлена на увеличение будущей урожайности полей и поголовья скота.
К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Хозяйки в день наступления Шорыкйол (Святки) готовили праздничные блюда. Почти во всех домах готовили суп из баранины, стряпали блины, пироги, пельмени из баранины, специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощали ряженых. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. В праздничный период девушки гадали. Они кидали валенок за ворота, в какую сторону упадет, с той стороны и жениха ждать. Девушки на выданье гадали о замужестве – выйдут ли замуж в новом году. Какая жизнь ожидает их в замужестве.
Старшее поколение пытались узнать о будущем семьи, стремились определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги, так как они играли важную роль в хозяйстве: их приносили в жертву богам, употребляли в пищу в качестве продуктов в период тяжелых работ, а шкуры использовали для пошива одежды. Молодежь гадала на суженых. Собираясь около полуночи, выходили на перекресток дорог, падали ниц на землю и слушали – разные звуки, «слушать» ходили также в баню и «под окнами». Верили: что услышишь, то сбудется. Самое жуткое и страшное гадание было на перекрестке дорог. Чтобы нечистая сила не нападала во время гадания, всегда «очерчивались» по кругу ножом или топором, гадающих должно быть нечетное число. Они ложились на снег и слушали звуки, распространяющиеся по земле.
Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженых во главе сВасликугуза – дедом Васлием. Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутыемехом наружу, лохматые шапки, разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан.
Библиотекарь Мари-Ошаевской сельской библиотеки Н.А. Чиванова
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.