Марийский обрядовый праздник «Шорыкйол» (Святки)

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа. Одним из таких праздников является Шорыкйол (Святки).  Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января), и длиться  целую неделю.

Формируясь в течение  многих веков, развиваясь в различных  исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. Праздники и обряды складывались в процессе трудовой деятельности наших предков и были связаны с циклическим развитием природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ – весеннего сева, пахоты,  уборки урожая и т.д.  Разнообразные обряды и обычаи, магические  действия, приметы,  гадания,  игры, жертвоприношения – все они направлены на обеспечение плодородия земли и получение благодатного урожая, а также здоровья, высокой рождаемости и семейного благополучия  людей, приплода домашнего скота. ПраздникШорыкйол (Святки),  в котором соединились элементы культура предков, гадания, языческий обряд посещения домов  ряжеными  Васликува, кугыза, имел отчетливую аграрно-магическую направленность. Вся праздничная обрядность была направлена на увеличение будущей урожайности полей и поголовья скота.

К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Хозяйки в день наступления Шорыкйол  (Святки) готовили праздничные  блюда. Почти во всех домах готовили суп из баранины,  стряпали блины, пироги, пельмени из баранины, специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощали ряженых. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. В праздничный  период девушки гадали. Они кидали валенок за ворота,  в какую сторону упадет, с той стороны и жениха ждать. Девушки на выданье гадали   о замужестве – выйдут ли замуж в новом году. Какая жизнь ожидает их в замужестве.

Старшее поколение пытались узнать о будущем семьи, стремились определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и  дергали овец за ноги, так как они играли важную роль в хозяйстве: их приносили в жертву богам, употребляли в пищу в качестве продуктов в период тяжелых работ, а шкуры использовали для пошива одежды. Молодежь гадала на суженых. Собираясь около полуночи, выходили на перекресток дорог, падали ниц на землю и слушали – разные звуки, «слушать» ходили также в баню и «под окнами». Верили: что услышишь, то  сбудется. Самое жуткое и страшное гадание было на перекрестке дорог. Чтобы нечистая сила не нападала во время гадания, всегда «очерчивались»  по кругу ножом или топором, гадающих   должно быть нечетное число. Они ложились на снег и слушали звуки, распространяющиеся по земле.

Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженых во главе сВасликугуза – дедом  Васлием. Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутыемехом наружу, лохматые шапки, разнообразных  масках,  весело и шумно заходят они в дома односельчан.

Библиотекарь Мари-Ошаевской сельской библиотеки            Н.А. Чиванова

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий