Русский мир Николая Лескова

16 февраля 1831 года родился “самый русский писатель” Николай Семёнович Лесков. «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — писал Д. П. Святополк-Мирский.

Лесков был внуком священника и всегда подчеркивал свою связь с духовным сословием, изображение которого считал своей литературной “специализацией”. Хотя отец Лескова не стал священнослужителем, семейное воспитание определило и духовный облик будущего писателя. Родился Николай в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии, а позже вся семья перебралась в Кромский уезд. Общение с деревенскими детьми дало юному Лескову понимание “простонародного быта”, который он узнал до мельчайших подробностей.

Его рассказы “Несмертельный Голован” (1879), “Пугало” (1885), “Юдоль”(1892) основаны на детских воспоминаниях.

Сначала образование Лесков получал в доме богатых родственников. Поступив в орловскую гимназию, учился плохо, и через пять лет, не выдержав переводных экзаменов, ушел на службу писцом в палату уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи заставило Николая много работать, переезжая из одного чужого дома в другой. Объезжая самые дальние уголки России, Лесков смог набраться впечатлений, которые дали материал для ряда заметок, статей и фельетонов.

С приездом в Петербург в 1861 году началась активная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом, а вскоре появились его первые рассказы. С января 1864 года начал печататься роман “Некуда”, который современники приняли прохладно. Либералы говорили о клевете на молодое поколение, хотя писатель явно разграничил “шальных шавок” нигилизма и искренне преданных социализму молодых людей, выступающих за постепенное реформирование страны. Обвинения в шпионаже объяснялись памфлетностью романа: Лесков изображал узнаваемых литераторов и революционеров в карикатурном виде. Антинигилистические мотивы часто звучали в его творчестве, и революционная молодежь откровенно высказывала свою неприязнь к Лескову. Из-за этого лучшие рассказы тех лет “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866), хроники “Старые годы в селе Плодомасове” (1869) и “Захудалый род” (1874) прошли почти незамеченными.

Начиная с 1860 годов и до последних дней, Лесков писал о религии в жизни русского общества. Он погружался в мир старообрядцев и сектантов, очень лично воспринимая поиск истиной веры. При этом в зрелом возрасте Лесков прохладно относился к православию, и больше склонялся к протестантизму. Эволюция писателя от рассказа “На краю света” (1875), полного национальным православием, к очеркам “Мелочи архиерейской жизни” (1878), “Синодальные персоны” (1882), повести “Полунощники” (1891), где писатель саркастично высмеивает официальную церковность, привела не только к “возвращению” Лескова к либеральной прессе, но и его реабилитации в общественном сознании.

Известно, что Лесков часто обрабатывал древние сюжеты, придавая своим рассказам колорит и историческое правдоподобие. На древнерусском сборники житий и сказаний “Прологе” Николай Семёнович написал серию стилизованных легенд из жизни первохристиан: “Повесть о богоугодном дровоколе”, 1886; “Скоморох Памфалон”, 1887; “Зенон-златокузнец”, 1890), превратив их в художественную проповедь. Это неприятие церковной набожности упрочило за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

До самого конца Лесков оставался экспериментатором в области литературы. Он блестяще имитировал язык XVIII века, любил красочность, умел писать изысканно и в то же время просто.

Источник: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2016/02/blog-post_15.html

Интересные ссылки

Биография Н. С. Лескова
Николай Семенович Лесков
Лесков Николай Семенович
Афоризмы и цитаты из произведений Н. С. Лескова
Сайт Лесков Николай Семенович
7 интересных фактов о жизни и творчестве Лесковалитературный календарьН.С. Лесков

Запись опубликована в рубрике Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий