Телега просвещения продолжает путь.

Уважаемые читатели! Вы слышали об истории выставки, потерянной век назад?    Оказывается, удивительную находку   совершенно случайно обнаружил в подвале краеведческого музея г. Яранска Кировской области в 2017 году московский искусствовед Андрей Сарабьянов. Он посетил Советск по приглашению коллеги в 2017 году, где увидел каталог 3 передвижной выставки. Как оказалось, она проходила в Кукарке (Советске) в 1921 году. В этом году мы отмечаем  столетний юбилей  выставки работ В.Кандинского в г.Советске.

Каталог выставки помог вычислить среди работ, находящихся в музейном хранилище, акварели Кандинского и других знаменитостей.


Позднее А.Сарабянов  отправился в краеведческий  музей г. Яранска  Кировской  области и там, в хранилище, раскрыв папки с графикой, увидел акварели Кандинского. В полуподвальном помещении хранились произведения искусства. Всего эксперт обнаружил три акварели знаменитого художника Василия Кандинского, основоположника абстракционизма, а также произведения одного из родоначальников конструктивизма, талантливого графика и классика советской фотографии Александра Родченко, его жены, известного художника и дизайнера Варвары Степановой и других авторов. По словам искусствоведа, в музее не располагали информацией о них, но понимали ценность произведений. Это уникальный случай, когда была найдена практически целая выставка. Хотя не полностью. Из 302 экспонатов этой выставки сохранилось более трети – то есть более 80.

 

Картины были оформлены на хранение – с инвентарными номерами, но  все они были в довольно плачевном состоянии. Сейчас все работы отреставрированы.Одна половина картин  принадлежит Вятскому художественному музею, а другая  половина – Яранскому краеведческому музею.

 

Картины  3-й передвижной выставки открывают новую грань художественной культуры, провинциальной, русской. Это очень интересный пример того, какими энтузиастами были устроители такого рода выставок, какая велась работа в нереально трудных условиях, как реагировала публика, которая ходила на эти выставки.

Каким же образом произведения очутились в Яранске? История эта очень увлекательна. В конце 1910-х годов в уездных городах  Вятской губернии  Советске и Яранске проходили художественные выставки. В 1910-е годы слобода Кукарка  (г. Советск) являлась довольно крупным культурным и торговым центром Вятской губернии. Несмотря на события Гражданской войны и страшный голод в первые послереволюционные годы, 5 июля 1919 года в городе открылся Музей искусства и старины. Даже в тяжелые и страшные годы разрухи, коллективизации и репрессий Музей искусства и старины занимался проведением крупных выставок, которые пользовались успехом у местного населения. Грандиозную     работу по организации уникальных выставок осуществляли два человека: Е.В. Медведев – заведующий Советским  райподотделом, архитектор, окончивший Варшавский политехнический институт, и С.Д. Якимов – школьный работник, выпускник экономического отделения Петроградского политехнического института. Егений Медведев учился сначала в Варшавском политехническом университете, еще до революции поступил, профессией его была архитектура. А потом, после революции, он приехал в Москву, поступил на службу в отдел изобразительных искусств Наркомпроса, и оттуда был направлен в Вятку, на свою малую родину поднимать культуру.  В 1920-1921 годах в слободе Кукарка  состоялось три выставки, но передвижной была только третья из них. Первые две состояли, в основном, из вятских художников, из тех, кто жил в Вятской губернии, представителей реалистического искусства. Третью выставку решили сделать иной – показать срез современного русского искусства. То есть, экспонировать на ней и реализм, и начало авангарда, и зрелый авангард – беспредметность. Собрали 302 произведения и планировали провезти эту выставку по всей губернии. Для волостного же городка, удаленного от центральных магистралей, размах Третьей передвижной выставки был беспрецедентным.

Эта выставка задумывалась в течение лета, на приглашение участвовать в ней откликнулось большинство казанских художников, много экспонатов поступило из Москвы от объединения «Мир искусства», Главмузея, Московского отдела ИЗО Наркомпроса. Экспонаты собирались в короткий срок. Для этого образовали инициативную местную группу и отправили людей в разные города: Казань, Вятку, Москву и Петроград. Планировалось, что выставка будет показана в близко расположенных городах Вятской губернии, заранее был разработан маршрут путешествия: Советск, Яранск, Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Нолинск, Вятка. Выставка была организована для ознакомления провинции с современным искусством. После этого работы предполагалось возвратить авторам.Из Вятки получили реализм.Из Москвы-Авангард. Собрав художественные ценности, повёз их на телеге показать жителям Кукарки. Известно по документам, что Медведев для этого путешествия купил телегу и лошадь. Наверное, это была не единственная телега и не единственная лошадь, потому что все-таки триста выставочных номеров погрузить в одну телегу невозможно. Но возили на телегах. Русские дороги для другого транспорта не были предназначены. По замыслу устроителей, картины должны проехать по семи городам губернии.

И художники соглашаются. Выставка успевает посетить два городка (Советск и Яранск) и застревает в Яранске почти на 100 лет. Почему картин никто не хватился? Они не были собственностью музеев, были переданы без документов от художников организаторам и просто затерялись в складках времени. Несколько раз их собирались вывезти в Вятку, но все попытки оказались неудачными. Только в 1965 году 77 из 322 произведений были переданы в Вятский художественный музей.
Выставка длилась несколько месяцев, и за это время её посмотрели около двух тысяч человек.

Публика была шокирована и одновременно возмущена. Например, на выставке была картина «Обнаженная» – женская фигура почти в натуральную величину. Она, конечно, вызывала ажиотаж и шок. Знаете, событие можно сравнить, с учетом иного масштаба, с тем, как Эдуар Мане выставил свою «Олимпию» в Парижском Осеннем салоне. Он два года не решался ее выставлять. А когда выставил – его заклевали французские критики. А в Кукарке и Яранске не побоялись показать крестьянам и горожанам такую эпатажную работу. Это тоже было уникальное событие.  В Кукарке жили не только крестьяне, там была культурная публика – то есть типичная русская провинциальная среда, в которой есть люди и простые, и образованные. Практически все срезы русского общества.

Организаторы выставки хотели  объяснить людям, что такое современное искусство, как его понимать, как на него смотреть. К выставкам даже издали каталоги – небольшие брошюрки, в которых объяснялось, что такое искусство вообще. В каталоге второй выставки объясняли самые азы: что такое живопись, что такое графика, чем они отличаются друг от друга. А в каталоге третьей выставки уже был серьезный анализ русского искусства XX века с объяснением того, что такое абстракция, и так далее. К выставке сделали небольшой трафарет, где было написано «Искусство ХХ века – искусство странных форм». Тем самым абстракция ставилась устроителями на первое место.

Даже сегодня  многие люди не понимают авангарда. Поэтому цель такого рода выставки тогда, в 1921-м, и сегодня – реконструкции , чтобы люди к показанному отнеслись серьезно, постарались понять, что это не простая мазня, а сложное художественное явление. Не даром дети, свободные от каких-либо предрассудков или предвзятостей, воспринимают авангард легче, чем большинство взрослых. Дети – сами авангардисты.Такова природа человеческого восприятия. Вообще, средний вкус воспитан на реалистическом искусстве. Он воспитывался на нем на протяжении многих столетий. И преодолеть эту традицию очень трудно, особенно среди непрофессионалов, простых зрителей. Требуется  разъяснительная работа. – нужно объяснять, показывать, тогда, может быть, что-то изменится.

Можно, конечно, фантазировать и представлять, как башня Татлина высотой 400 метров нависает над Москвой. Или что Малевич становится президентом Академии художеств. Но в реальности такое вряд ли бы состоялось. Художники-авангардисты ставили перед собой  более художественные задачи.

А Медведев поработал в Вятской губернии и отправился обратно в Ленинград. А картины остались в Яранске…Он умер в 1942 году в Ленинграде во время блокады. Где он похоронен неизвестно. Его архив исчез в годы ленинградской блокады. Он занимался разными архитектурными проектами. Его жена писала, что его вещи все погибли в блокаду. Ее саму эвакуировали из Ленинграда уже в начале 1942 года, уже после его смерти, — уезжая, она оставила кому-то квартиру со всеми вещами, и все пропало. Там, несомненно, была большая документация. Возможно, там были и документы, связанные с третьей передвижной выставкой.

Дальнейшее развитие авангарда можно себе представить, если бы он не был остановлен, раздавлен, уничтожен на корню. Возможно  это вылилось бы в более широкие достижения- техники, совершенно нового градостроительства, какого-то нового устройства жизни. В 1920-е годы авангардисты хотели строить новую жизнь, создавали не просто новое искусство, а занимались жизнестроительством. Если бы им дали возможность все это сделать, тогда, быть может, у нас бы было другое общество. Авангард стал историей, а мог бы быть жизнью. Конечно, это трагедия, что их запретили и пытались уничтожить. У Советской власти не было времени заниматься искусством, художники что хотели, то и делали — и государство даже давало им деньги на осуществление многих проектов. Именно тогда возникли все утопические идеи: современное искусство — в провинцию, обучать молодых художников, создавать Музеи живописной культуры и так далее. Но как только стало полегче с бытом, как только власть справилась с первоочередными проблемами, то обратили внимание на художников – а кто это такие? А что это они тут рисуют? Нам это не надо, нам надо чтоб рабочий класс был, чтобы крестьяне! И все сразу закончилось.

В  22 апреля в Вятском художественном музее им В.М. и А.М.Васнецовых в г.Кирове открылась выставка «Авангард. На телеге в XXI век». На ней  представлены более сотни  картин знаменитых художников-авангардистов, чьи работы были найдены в Яранске.  В музее можно  увидеть и работы Василия Кандинского, которые случайно нашли там же. Как отмечают в областном министерстве культуры, эта выставка  стала реконструкцией той самой передвижной экспозиции, застрявшей в Советске. Это  первая подобная выставка в истории изучения русского авангарда. Посетить экспозицию можно  с 22 апреля по 13 июня.

Библиотекарь Безводнинской сельской библиотеки им П.Н.Лоптева  Князева Т.Ю.

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий