Русский поэт Аполлон Майков

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) родился в семье известного живописца. В 1837 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. В1842 году вышел его первый поэтический сборник. Сборнику сопутствовал громкий успех, выдвинувший Майкова в число лучших отечественных поэтов. Поэт отказался от любовной тематики, предпочитая описательную, в особенности пейзажную лирику. Природа для поэта полна скрытого смысла, населённая мифическими существами. Закончив университет, в 1841 году Майков определился на службу в Министерство финансов. Однако вскоре он получил от Николая I пособие для путешествия за границу.Большую часть времени провёл в Италии, занимаясь поэзией и живописью, побывал в Париже, где слушал лекции по изобразительному искусству и литературе, посетил Дрезден и Прагу. Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков, не располагавший значительным состоянием, вынужден был искать службу. Сначала он получил место в Румянцевском музее, затем перешёл в Петербургский комитет иностранной цензуры. Впечатления от Италии нашли отражение во втором сборнике стихотворений Майкова                  «Очерки Рима» (1847).Вернувшись из-за границы, Майков погрузился в литературную жизнь Петербурга, стал постоянным сотрудником периодических изданий – «Отечественных записок», «Финского вестника», «Современника». В 40 годах Майков сблизился  с кружком Белинского, в частности – Тургеневым и Некрасовым, изредка посещал «пятницы» М.В.Петрашевского, поддерживая самые тесные контакты с Ф.М.Достоевским и А.Н.Плещеевым. Однако в полной мере идей утопического социализма поэт не разделял. В основу мировоззрения Майкова в зрелые годы легли почвеннические идеи, сблизившие его с Ап. Григорьевым, Н. Н.  Страховым и Ф. М. Достоевским. Разделяя идею избранности русского народа, видел историческую роль России в объединении всех славянских народов. Искусство, по мнению  поэта, призывает углублять национальное самосознание и прежде всего – историческую память народа.Стремясь в духовном мире простонародья обрести нравственно-психологическую опору, Майков ориентировал свою художественную систему на фольклорную поэтику, на традиции древнерусской словесности. Вместе с тем его эволюция была связана  с изменением политических убеждений, соотносилась с литературным и общественным движением эпохи. Поэма «Два мира», за которую Майкову была присуждена Пушкинская премия Академии наук (1882), вызвала в литературных кругах и восторженные, и пренебрежительные отзывы. Однако по мере появления в печати различных редакций этого многолетнего труда Майков вырос глазах современников в крупнейшего русского художника. Умер в марте 1897 года.

Ласточки.

Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст.

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает.
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу –
Пустое гнездо под окном;
В нём ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нём…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети вели разговор…
Потом полетели летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот – их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне –
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

Полушина Р., библиотекарь Ластинской сельской библиотеки

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий