Военное детство в повести А. Лиханова «Последние холода»

Альберт Лиханов.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель и журналист. Лиханов родился и вырос в городе Киров, на его детство выпали военные и послевоенные годы, о которых он рассказывает в ряде своих произведений. 

Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе, в них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны.

Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве – повесть «Последние холода», где Альберт  Лиханов делится с читателем детскими воспоминаниями и впечатлениями о голодных военных годах. Это произведение автор посвящает «детям минувшей войны, их лишениям и вовсе недетским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры – ведь взрослые всего лишь бывшие дети». Повесть «Последние холода» актуальна для подростков и взрослых, для совместного семейного прочтения.

Это произведение развивает чувство патриотизма, оно доступным языком рассказывает о взрослении детской души в последнюю военную весну 1945 года, об испытаниях, выпавших на долю детей, находящихся в тыловом городе, о сиротстве, о горе, которое несет война. А. Лиханов показывает военные трудности глазами детей, открывает занавес в детскую душу, мысли и чувства маленького взрослеющего героя.

Одна из главных трудностей военной поры – это голод на фронте, и особенно за его пределами. В повести Альберта Лиханова тема «голодухи» стоит в центре повествования и проходит красной нитью через всё произведение. Эта тема раскрывается через картины восьмой столовки, голодный обморок «желтолицего», «шакальство» похождения Вадика и Коли в поисках еды. Главный герой задается вопросом: «Выходит, – подумал я, – когда голод отступает, человек сразу становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?» Голод толкает детей к жестокости и заставляет «шакалить»: просить остатки еды или же отбирать её у слабых и младших ребят, бороться за каждый кусочек.

В конце повести как гуманистический призыв и обращение ко всему человечеству звучат слова автора:
«Да, войны кончаются рано или поздно.
Но голодуха отступает медленнее, чем враг.
И следы долго не высыхают.
И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки.
Мы-то это помним.
Не забыли бы вы, новые люди.
Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна».

В повести «Последние холода» ярко звучит и тема семьи. Две разные семейные картины типичные для военного времени рисует автор в повести,  на одной – счастливая семья, которая, держась друг за друга, смогла пройти через войну без потерь и радуется победе; на второй – осиротевшие дети, которых не пощадила война и забрала самое главное – родителей. Эта повесть вызывает в душе читателя чувство благодарности и уважения к своим родителям.

Книга Альберта Лиханова “Последние холода”

Повесть носит название «Последние холода» не случайно. Автор изображает последнюю военную весну.  Настроение всего народа А. Лиханов передает в мыслях своего героя: «Шел уже сорок пятый, наши лупили фрицев почем зря, Левитан каждый вечер объявлял по радио новый салют, и в душе моей ранними утрами, в начале не растревоженного жизнью дня, перекрещивались, полыхая, две молнии – предчувствие радости и тревоги за отца. Я весь точно напружинился, суеверно отводя глаза от такой убийственно-тягостной возможности потерять отца накануне явного счастья». Война, принесшая столько испытаний и горя в каждую семью «затянулась, голод и холод одолевали постоянно, и к ним уже попривыкли, только вот к войне никто привыкать не хотел, все торопили ее, откладывая радость, удовольствие да, кажется, и саму жизнь до лучших времен, до мирных дней».   Люди жили в ожидании конца войны и разговоры о мирной жизни были «тихими, осторожными, как бы даже священными», «лишь бы дожить до победы».

И вот настал «первый день без войны» и всеобщее счастье охватило всех: ликование, крики, слезы радости и слезы грусти… Лиханов рассказывает о Дне Победы ярко, реалистично. Читатель видит, как по мостовой дружной толпой движется народ, все поздравляют друг друга, «будто все на улице знакомые, и даже родные» [14, с.245], радость детей в школе и наставления учительницы Анны Николаевны никогда не забывать войны. На фоне всеобщей радости автор показывает и другую сторону: День победы наступил, но он не принес счастья Вадиму и Маше Русаковым, потерявшим маму за несколько дней до войны. Коля, видит квартиру, погруженную в мрак и горе и испытывает противоречивые чувства «Я вспомнил, что за день сегодня, и содрогнулся. Ведь конец войне, великий праздник! И разве возможно, чтобы в праздник, чтобы такое случилось именно в праздник…».

Это произведение должны читать и взрослые, и дети. Оно рассказывает о войне, учит доброте и состраданию, подчеркивает значимость семьи в жизни каждого человека. Повесть есть в Пижанской библиотеке. Она отлично подойдет для семейного чтения и обсуждения.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий