Публицистика Ивана Грозного

Иван Грозный. Портрет из царского титулярника.

Иван Васильевич Грозный – противоречивая и одна из наиболее страшных фигур в истории русской истории. Первый царь всея Руси, завоеватель Казани и Астрахани, создатель опричнины и организатор кровавых карательных походов на собственные земли. В его царствование было окончательно установлено крепостное право. Вместе с тем Иван IV был очень образованным человеком своего времени, он обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией.

В литературе Иван Грозный тоже оставил большой след. Он автор многочисленных посланий к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу и др. Он автор стихир* на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, на преставление Петра митрополита Московского и всея Руси.


Стихира*, или Стихера в православном богослужении – молитвенные песнопения, обычно привязанные к отдельным стихам из какого-либо Псалма. В стихирах богословски осмысляется тема ожидаемого, или уже наступившего, церковного праздника.


Стиль посланий Ивана Грозного не прост, богат контрастами. В нем сталкиваются разные языковые стихии, прямо противоположные чувства: горячая искренность и зловещее притворство, крайняя степень самоуничижения и чувство превосходства над людьми (холопами, боярами, иерархами церкви, правителями и дипломатами других стран), торжественная изысканность речи и грубая брань. Настроения меняются в рамках одного произведения.

Ярче всего талант Ивана Грозного проявился в переписке с Андреем Курбским, потомком князей Ярославских и Смоленских, полководцем, героем покорения Казани, бежавшим в Литву в 1564 г. после поражения под Невелем. Курбский бежал, потому что боялся наказания за проигранное сражение и был не согласен с самодержавным принципом правления Ивана IV.

Переписка между царем и «государевым преступником» стала своеобразной словесной дуэлью. Интересно, что ответы Ивана Грозного «изменнику» выполнены в традиции «открытых писем», обращены к жителям Московского государства и рассчитаны на широкую аудиторию, которая становится свидетелем и возможным судьей публицистических дебатов.

В политическом диспуте Курбский нередко «побивал» царя, высмеивая наиболее нелепые из его обвинений против казненных советников. В литературном споре побеждал Иван Грозный. В восприятии Андрея Курбского стиль его оппонента – «широковещательный и многошумящий», однако для Ивана IV «плетение словес» есть результат сознательной установки: ему важно продемонстрировать собственную начитанность и эрудицию, чтобы подавить противника своим искусством владения словом.

Перу Ивана Грозного также приписывают авторство «Канона Ангелу Грозному воеводе», который он написал под псевдонимом Парфений Уродивый.

В 2017 году филологи Новосибирского госуниверситета обнаружили в Бийском музее копию одного из знаменитых сочинений Ивана Грозного «Ангелу грозному воеводе» Страницы были вклеены в печатную книгу, в прошлом принадлежавшую староверам.

Часовник, открытый на сочинении «Канон Ангелу Грозному воеводе».

«В каноне молящийся обращается к ангелу – «Грозному воеводе Небесного Царя», который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Этот текст, литературно индивидуальный, окрашенный чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока гимнографии», – считает доцент кафедры древних литератур и литературного источниковедения ГИ НГУ Валентина Мельничук.

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий