Героями не рождаются…

Уважаемые читатели! 3 сентября в России – День солидарности в борьбе с терроризмом.                                                                                                                              На фотографии пилот-вертолетчик экстра-класса, Герой  России Валентин Анатольевич Падалка. Какое отношение он имеет к этой дате? Оказывается, самое прямое. Сегодня вспомним один самых громких террактов постсоветского времени.                           В.А.Падалка с детства мечтал связать свою жизнь с авиацией и упорно к этому шел.            Он  начал свое знакомство с авиацией на занятиях в аэроклубе ДОСААФ  в Ростове-на -Дону. Свой  главный  подвиг  Падалка  совершил  в 1993 году.  Тогда он проявил невероятное мужество в спасательной операции по освобождению школьников в Ростове-на-Дону, захваченных в заложники группой террористов.                                                                                                               Пилотировать вертолёт вызвались командир ростовской вертолетной эскадрильи Валентин Падалка и штурман Владимир Степанов.

23 декабря  1993  года  террористическая  группа во главе с  Мусой Алмамедовым  ворвалась в середине дня в гимназию (бывшую 25-ю среднюю школу). Действовали нагло и безжалостно. Постреляв в потолок, чтобы нагнать страха, они взяли в заложники 15 учеников 9-го класса вместе с учительницей Людмилой Сельховой.    Под дулами автоматов вывели их во двор и загнали в захваченный автобус, охраняемый четвертым сообщником. Поначалу заложников было больше, но в автобус вошли лишь 15 детей и учительница, всех остальных захватчики отпустили. После этого автобус был отогнан за школу, на спортивную площадку. Там, дождавшись прибытия сотрудников милиции, Алмамедов вступил с ними в переговоры.                  Он представился «Казаком» и утверждал, что все захватчики больны СПИДом  и нуждаются в качественном лечении, которого не могут им предоставить в России. Алмамедов потребовал 10 миллионов долларов и вертолёт для беспрепятственного вылета из аэропорта Ростова-на-Дону.

Предложение  спецназовского  руководства  провести  штурм  прямо  рядом  со школой  было отвергнуто. Тогда автобус в сопровождении милицейских машин выехал в городской аэропорт Ростова-на-Дону. Все авиарейсы на этот день были отменены. Аэропорт был блокирован бойцами силовых ведомств. Начальник Ростовского ГУВД генерал Фетисов предложил террористам обменять детей на генералов, но Алмамедов в грубой форме ответил ему отказом.                                                          К вылету в Ростов-на-Дону была подготовлена группа «Альфа». Тогдашний командир группы Геннадий Зайцев рассказывал впоследствии: “…Буквально через 25 минут 53 сотрудника с соответствующими средствами вооружения и экипировки выехали в аэропорт Внуково для вылета в Ростов…” В действие был введён план «Набат», предусматривающий действия на случай захвата воздушного судна. В вертолёте, который планировалось передать террористам, было спрятано оружие, а под видом экипажа находились ростовские спецназовцы. Однако Алмамедов заявил, что экипаж им не нужен, и, более того, вертолёт должен был быть осмотрен Михеевым, бывшим штурманом дальней авиации. Поняв, какой оборот приняло дело, Фетисов приказал убрать оружие из вертолёта. Алмамедов заявил, что им необходимо всего два пилота. Встал вопрос о том, кто из военных добровольно пойдет на то, чтобы повести вертолет, где находились террористы и захваченные дети.

В.А.Падалка  был командиром вертолетной эскадрильи города Ростова, поэтому и решил взять всю ответственность на себя. Он не имел четкого плана действий, поэтому не смог бы дать указания подчиненному. Нужно было полностью импровизировать, действовать по обстановке. Вместе с Валентином добровольно взялся лететь один из штурманов – Владимир Степанов.                                               Алмамедов отпустил одну из девочек, которая плохо себя чувствовала. Автобус постоянно маневрировал, а террористы никогда не выходили из него все вместе, поэтому снайперы огонь также открыть не могли. Когда  24 декабря 1993 года  вертолёт был подогнан, бандиты и заложники перешли в вертолёт.                                                    Когда Падалку спрашивают, испытывал ли он страх, он честно отвечает, что да, он боялся.                                                                                                                                  Главный  из бандитов  приблизил  к  голове  пилота автомат и пригрозил стрельбой при  малейшем  неповиновении или если пилота потянет на какое-либо геройство.

Террористы сразу испортили передатчик, так что радиосвязь не работала. Теперь никто не мог помочь отважным пилоту и штурману – они должны были выкручиваться сами.

И Падалка тогда решил обмануть террористов. Он потребовал у бандитов 500 000 долларов за то, что он сможет доставить их за границу в обход всех систем противовоздушной обороны, места нахождения которых все ему хорошо известны. Террористы знали, что военные офицеры зарабатывают мизерные деньги, поэтому поверили в жадность пилота. Летчик Падалка сумел впечатлить бандитов своей пламенной речью о том, как ему нужны деньги, и предводитель террористов швырнул Валентину пачку кредиток. Тогда у русского офицера пронеслась мысль о том, что за эти деньги ему пришлось бы работать больше двух тысяч лет.

Когда бандиты «убедились», что Падалка является таким же продажным, как и они сами, они открыли ему план своих действий. Направлялись они в город Зеленокумск, там их поджидал автомобиль. Террористы даже обозначили точку на карте.

С этого момента Валентин думал, как же сообщить коллегам-военным о месте прибытия Ми-8, которым он управлял.

Алмамедов отпустил ещё двоих детей в обмен на дозаправку вертолёта. После этого бандиты улетели в Минеральные Воды. В аэропорту с ними вступил в переговоры губернатор  Ростовской области Владимир Чуб. Переговоры он вёл с ними через своего представителя, Валентину Петренко. Ей удалось  убедить Алмамедова отпустить ещё нескольких детей. Когда деньги, изъятые из Центрального Банка Российской Федерации по личному приказу Виктора Геращенко, бандитам были переданы, Алмамедов отпустил учительницу, водителя автобуса и семерых детей. В руках террористов остались ещё четверо. После этого бандиты улетели из Минеральных Вод.

Вот что говорил о счастливой истории спасения детей – герой тех событий Валентин Анатольевич Падалка.

« Я даже помню, какая была погода 23 декабря 1993 года: с утра туман и гололед, все обледенело. 23 декабря начинался как обычный день, по плану – теоретические занятия с составом. Рутина, в общем. Но в полдень звонок от начальства. Нужно выбрать вертолет и экипаж, который полетит в Иран. Знаете, я сначала вообще не мог понять, что происходит. Какой-то бред. Террористы, 10 миллионов долларов, дети, Иран. Потом мне объяснили, что в одной из ростовских школ бандиты взяли в заложники 15 детей и учительницу, посадили всех в автобус и привезли к нам на Военвед, на аэродром. Выдвинули требование – деньги и вертолет, чтобы улететь в другое государство, иначе всех расстреляют. К месту событий стали стекаться милиция, военные, приехали первые лица города, шли переговоры. Но бандиты были неумолимы, стояли на своем. Я вызвался добровольцем, потому что самые сложные задачи должен решать командир. Володя  Степанов услышал мой разговор с руководством и тоже попросился  добровольцем. При помощи тягача на аэродром выкатили транспортный вертолет, бандиты осмотрели салон, а потом дверь-в-дверь с вертолетом подъехал автобус. Детей перегнали внутрь воздушного судна.                                                               Нас обоих перед входом бандиты обшарили. Помню, как зашел в салон, а в меня вонзилось несколько десятков детских глаз. И у каждого на лице испуг, страх, растерянность. В общей сложности мы провели с террористами в вертолете четверо суток. Операция по спасению детей развернулась на такой длинный срок, так как захват ростовских школьников в заложники был первым подобным случаем в России. Службы экстренного реагирования оказались просто не готовы к такой ситуации. Переговоры с террористами  шли очень медленно. Например, из Ростова мы прилетели в  Минеральные  Воды. Туда должны были привезти деньги. 10 миллионов долларов – сумма не маленькая, быстро ее не собрать. А террористы ждать долго не хотели, нервничали, кричали, угрожали постоянно расправой. Правда, когда все 10 миллионов в пяти мешках все-таки доставили, бандиты согласились отпустить половину заложников. А потом встал вопрос: куда лететь дальше? И тут главарь банды, назвавший себя  Казаком, подходит ко мне и показывает точку на карте. Выяснилось, что в другую страну они лететь не собирались. Это был отвлекающий маневр. А в 100 километрах от Минеральных Вод их ждали подельники. В общем, они нам с Володей за это даже денег пообещали. И  я, чтобы войти в доверие, решил изобразить этакого хапугу. Сказал, что хочу полмиллиона. И чтобы детей отпустили. Вы бы видели, как террористы обрадовались. Поняли, что меня можно купить. Мешки разрывают, пачки денег достают и к нам в кабину несут… Но планы террористов не сбылись, так как помогла случайность. Подельник Казака ошибся, когда отмечал координаты на карте. Мы приземлились не там, где надо было. Он, когда это понял, в такую ярость пришел, что избил виновника своей неудачи до полусмерти. А потом у бандитов появилась новая идея: приказали отвезти их в Хасавюрт (Дагестан). Это потом, на суде я узнал, что именно там родился главарь банды  Муса Алмамедов. Он знал в этом городе каждую улочку и надеялся, что сможет скрыться.                              И вот мы летим. Вижу по координатам, что под нами Махачкала. И мне пришла идея: почему бы не сказать Казаку, что это и есть Хасавюрт. Темно же, город он не разглядит. Высадили их на окраине с деньгами, а сами – обратно на аэродром в Минеральные Воды. Я вышел из кабины, успел только сказать, где бандиты и что у меня в кабине полмиллиона долларов. И потерял сознание. Дали о себе знать бессонница и нервное напряжение. Очнулся спустя пару часов в больничной палате. Надо мной врачи, еще какие-то люди. От них и узнал, что террористы заблудились в незнакомом для себя городе и их быстро задержали».

Ведь бандиты чувствовали себя хозяевами положения, у них были автоматы и гранаты, они постоянно угрожали: если что не так, взорвут вертолет вместе с экипажем. Почти четверо суток, находясь под прицелом преступников, практически без отдыха, находясь на пределе человеческих возможностей, пилоты по требованию захватчиков то кружили над каким-то городом, то делали виражи, то опускались чуть не до самой земли, то находились на “отстое”. Бандиты, сбросив маски, поочередно отдыхали парами, не спуская глаз с офицеров. Судя по всему, их главарь искал возможность дать кому-то сигнал о себе и своем местонахождении.                                Ночь, позади остались уже более тысячи километров. Вдруг обороты винта стали падать… Боясь за потерю десятимиллионного долларового богатства, преступники согласились на посадку в поле. После посадки, забрав захваченные деньги, запаниковавшие бандиты спешно покинули вертолет, разделились на две группы и скрылись в лесу. Двое из террористов были задержаны в районе высадки. Спустя несколько  часов  милицейский патруль на окраине Махачкалы остановил для проверки документов двоих подозрительных людей, одним из которых оказался Алмамедов.
Суд приговорил всех пойманных террористов к срокам лишения свободы до 15 лет.   Отважные пилоты передали точные координаты места высадки бандитов сотрудникам группы «Альфа», летевшим следом. За проявленное мужество и героизм при проведении операции по освобождению заложников, захваченных в городе Ростове –  на-Дону вооружёнными террористами, Указом  Президента Российской Федерации № 796 от 18 апреля 1994 года полковнику авиации Валентину Падалке и майору авиации Владимиру Степанову было присвоено звание Героя России.        Валентин Падалка родился 7 апреля 1960 года на хуторе Задонский, Ростовская область. В 1978 году, окончил Ростовский аэроклуб ДОСААФ. Затем, в 1979 году, молодой  человек завершил курс обучения в Богодуховском учебном центре ДОСААФ. Далее, в 1980 году, экстерном закончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Непосредственно по окончании летного училища, офицер продолжил службу в Вооруженных Силах. Служил в вертолетных авиационных частях Южной группы войск в должности летчика-штурмана, а с 1982 года, являлся командиром экипажа вертолета Ми-8Т. Позднее, в 1985 году, перешел на службу в ВВС Закавказского военного округа. В период с 1986 по 1988 год, принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, где в качестве командира вертолетного звена выполнил 650 боевых вылетов.

С декабря 1989 года, опытный пилот занимал должность командира эскадрильи в Группе советских войск в Германии. В 1991 году, получил назначение на службу в одну из частей Среднеазиатского военного округа. Позже, в 1992 году, приступил к службе в отдельном вертолетном полку в городе Ростов-на-Дону. В составе вышеуказанного подразделения, Валентин Анатольевич выполнял задачи в различных «горячих точках» на территории бывшего СССР.В декабре 1993 года, Падалка принимал участие в операции по освобождению ростовских школьников, захваченных бандитами.                                                                                                                   Впоследствии, отважный пилот служил в должности старшего инспектора – летчика 4 армии ВВС и ПВО  Северо-Кавказского  военного округа. Выполнял различные боевые  задачи  в  период  проведения  контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. За годы военной службы освоил 6 типов боевых вертолетов. Имеет налет свыше 6000 часов. Весной-летом 2002 года участвовал в спасении жизней людей в зоне сильного наводнения на Северном Кавказе. В 2003 году Падалка обеспечивал деятельность российской дипломатической и военной миссий в Афганистане. Лётчик высшей категории с квалификацией «лётчик-снайпер». Удостоен звания «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».

В ноябре 2003 года, полковник авиации Падалка Валентин Анатольевич уволен в запас. В дальнейшем, окончил курс обучения в Центре подготовки летчиков-испытателей и занял должность летчика-испытателя летно-испытательной станции Ростовского вертолетного производственного комплекса ПАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону. «Я летчик-испытатель на «Роствертоле». Тестирую вертолеты. Завод выполняет как отечественные, так и иностранные заказы, поэтому часто приходится ездить в командировки. Могу с уверенностью сказать, что я – первый, кто садится за штурвал новых воздушных судов. Хотя уже и не военный, но с небом моя жизнь связана навсегда».

Библиотекарь Безводнинской сельской библиотеки им.П.Н.Лоптева  Т.Ю.Князева

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий