Известные писатели и поэты, которые работали учителями

В День знаний мы вспоминаем писателей, которые проводили свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.

Иван Крылов

Мы знаем Ивана Крылова, как известного баснеписца, однако несколько лет он учительствовал у князя Сергея Голицына. Голицын пригласил его в свое имение служить секретарем и учить детей. У Ивана Крылова было хорошее образование, он говорил на итальянском, играл на скрипке. Детям Голицына писатель преподавал основы русской словесности и иностранные языки, давал уроки музыки.

В свободное время Крылов продолжал писать, по большей части пьесы. Они настолько нравились Голицыну, что князь вносил их в репертуар домашнего театра. В некоторых главную роль играл сам Крылов. Басням Крылов посвятил себя после выхода в отставку.

Василий Жуковский

Больше 25 лет известный поэт служил в царской семье. Сначала он поступил на должность чтеца к императрице Марии Федоровне, затем преподавал русский язык принцессе Шарлотте, а позже стал наставником наследника престола, Александра II.

К воспитанию будущего императора Жуковский подошел ответственно. Он прочитал множество книг, ознакомился с идеями прогрессивной швейцарской педагогики. Василий Андреевич собрал для ученика библиотеку, разработал план обучения и распорядок дня. Чтобы наследник престола досконально изучил историю России, Жуковский приглашал к нему известных ученых, а на уроках использовал данные императорских архивов. Наставник организовал для Александра и познавательное путешествие по России.

Лев Толстой

В противовес Жуковскому Лев Толстой занимался обучением сельской ребятни. Он открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских детей. Во время своих путешествий по миру, Лев Николаевич успел собрать значительный материал о различных системах образования, но в России применял собственные методики. Где-то граф Толстой мог дать ученикам полную свободу, а где-то заставлял часами сидеть над книгой.

Ученики сельской школы в Ясной поляне.

Сам Толстой преподавал старшим ученикам математику, физику, историю. На его занятиях дети писали сочинения, лучшие из них потом зачитывали и обсуждали в классе. Давать уроки Лев Толстой продолжал с перерывами до конца жизни. Свои задумки и методики он описывал в педагогическом журнале «Ясная Поляна». В 1872 году Толстой издал «Азбуку» — четырехтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и методическими советами для учителей.

Иннокентий Анненский

Сложно сказать, кем в первую очередь был Анненский: поэтом или педагогом. Он посвятил педагогической деятельности почти всю жизнь. В школу его привела нужда: он женился на вдове с двумя детьми и не мог позволить себе перебиваться литературными гонорарами. После университета Анненский преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича. Современники вспоминали, что он был одержим античностью. Поэт перевел на русский весь театр Еврипида, ставил пьесы Софокла и следил, чтобы все костюмы шили в стиле эпохи. При нем зал, в котором проходили выступления, был расписан древнегреческими фресками.

Анненский работал даже директором в престижной Царскосельской Николаевской гимназии. Одним из учеников Анненского в Царском Селе был Николай Гумилев. Когда будущего поэта собирались отчислить за плохие отметки, директор позволил ему остаться на второй год.

Спустя 10 лет работы Анненского уволили: он заступался за гимназистов, которые участвовали в политических выступлениях. Еще через два года его пригласили читать лекции по истории древнегреческой литературы на Высшие историко-литературные курсы Николая Раева.

Павел Бажов

После окончания Пермской духовной семинарии Павел Бажов выбрал работу учителем. Он преподавал русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученики были в восторге от приветливого учителя. Подопечные помогали Бажову собирать материал для сказок: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам он времени не терял: в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания.

После революции он вступил добровольцем в Красную армию. Когда Бажов вернулся в Камышлов, духовное училище было закрыто. Бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.

Владимир Набоков

После эмиграции в США литературные гонорары Владимира Набокова были небольшими. Он предложил свой курс лекций по литературе нескольким университетам. Сначала устроился в женский колледж Уэлсли, позже его пригласили в более престижный Корнельский университет.

Набоков был эпатажным и строгим преподавателем. Он требовал от студентов многого: занимать одни и те же места, знать каждое произведения до мельчайших деталей. Он мог молча погасить свет в аудитории и затем поочередно включать лампы, объясняя, кто из писателей главный «на небосводе русской литературы». На доске писатель чертил планы и чертежи: схему поединка Ленского и Онегина, планировку квартиры Грегора Замзы, план вагона Анны Карениной. Студенты должны были тщательно все копировать. Набоков открыто издевался над ненавистными ему писателями и называл их «ничтожествами» — особенно доставалось Достоевскому, Томасу Манну и Рильке. Зал на лекциях преподавателя был всегда полон. Преподавал Владимир Набоков 18 лет.

Иосиф Бродский

Преподавательская карьера Бродского началась тоже в США. Он начинал «приглашенным поэтом» в Мичиганском университете и в течение 25 лет был профессором в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и Нью-Йоркском. Он выступал с лекциями по всему миру: преподавал историю русской и мировой литературы, особое внимание уделял поэзии.

Бродский на лекции.

Лекции Бродского больше напоминали беседы. Поэт не жалел энергии и сил, чтобы донести до аудитории какую-нибудь мысль. Это выгодно отличало его от американских преподавателей, спокойных и рассудительных. Бродский не был таким уж душкой – его часто выводили из терпения малограмотные студенты.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий