Пабло Пикассо (1881-1973). Французский художник, испанского происхождения

Пабло Пикассо – испанец, основную часть жизни проживший во Франции, стал художником, во многом определившим характер западноевропейского и американского искусстваXX века.

Уже в 1900-е годы Пикассо заявил о себе как зрелый мастер, близко принимавший к сердцу судьбы простых людей. Герои его картин «голубого» и «розового» периодов (они названы так по выбору предпочитаемых красок) – простые женщины, акробаты, странствующие  актёры цирка, нищие, люди одинокие и обездоленные, часто смирившиеся со своей судьбой («Старый нищий с мальчиком», «Любительница абсента», «Девочка на шаре» и другие). Даже произведения, посвящённые теме материнства, проникнуты не счастьем и радостью, а тревогой и заботой матери о судьбе ребёнка                             («Мать и дитя»).

В работах, созданных Пикассо около 1907 года («Авиньонские девушки» и другие) проявляются черты нового стиля, которые позже, приведённые в систему, дадут имя для новой школы живописи, – кубизма. Кубисты, и среди них глава течения – сам Пикассо, использовали для построения форм элементарные геометрические тела, будь то кубы, пирамиды и цилиндры. Пересоздавая естественную структуру предметного мира, кубисты желали творить иной мир, мир огрублённых вещей, словно отчуждённых от человека. Пикассо отдаёт дань всем стадиям развития кубизма, включая такие, как «аналитический», «синтетический» и «декоративный», в каждой из которых всё более проявлялась отвлечённость мотивов изображения, в живопись подчас вводились и инородные материалы (бумага, песок, дерево). Но стремление художника к социально значимому искусству ведёт его к новым поискам, искусство его приобретает сложный, крайне противоречивый характер. Временами Пикассо испытывает воздействие сюрреализма, но создаёт также портреты и композиции, отмеченные реалистической направленностью, постижением красоты действительности, поисками гармонии.

Одно из самых важнейших произведений Пикассо – панно «Гарника»(1937 г.), в котором художник в сложной , метафорической форме изобразил результаты варварской бомбардировки фашистской авиацией маленького города басков. Произведение это создавалось как гневный протест против фашизма, против бесчеловечности современного капиталистического общества.

Демократические симпатии мастера видны во многих его произведениях. Широко известны его плакаты и рисунки с изображением голубя мира. Он по-прежнему выступает против человеконенавистнического варварства, создавая такие произведения, как «Кровавая бойня в Корее», «Мир» и «Война».

Творчество Пикассо оказало огромное влияние на искусство XX века. В нём противоречиво сочетаются передовые общественные стремления и формалистические изыскания, отражающие кризис современной буржуазной культуры.

Пикассо прошёл сложный путь, но в ответственные моменты истории он всегда выступал как борец за прогрессивные идеалы. Он был не только художником, но и общественным деятелем, коммунистом. В 1950 году Пикассо избрали во Всемирный Совет Мира. В том же годку он стал лауреатом Международной премии мира, а в 1962 году – лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Картины «Гарника» и «Мир».

Использованная литература:

  1. Кто есть кто. (П-Я) / Авторы-составит. В.Белявская, П.Кочеткова, Т.Шубина.- МН.: Литература ,1997.- 736 с.- (Энциклопедический справочник).
  2. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И.Платонова ,В.Д.Синюков.- М.:Педагогика, 1983.- 416с., ил.

Полушина Р., библиотекарь Ластинской сельской библиотеки

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий