«Маленькие трагедии» Пушкина

В цикле из четырех пьес Пушкин размышляет о человеческих пороках и игре с судьбой, решает вопрос о том, совместимы ли гений и злодейство. «Маленькие трагедии» до сих пор остаются загадкой для Пушкинистов. Давайте разбираться, что необычного в этом цикле.

История создания

Рукопись «Пира во время чумы»

В 1826 году Пушкин сделал наброски из переченя сюжетов: «Скупой. Ромул и Рем. Моцарт и Сальери. Д. Жуан. Иисус. Беральд Савойский. Павел I. Влюблённый бес. Димитрий и Марина. Курбский». Из перечисленных десяти тем три воплощены в «Маленьких трагедиях» (сюжет с «Дмитрием и Мариной» уже был частично разработан в «Борисе Годунове»).

К работе над «Маленькими трагедиями» Пушкин приступил осенью 1830 года в Болдино, где писатель задержался из-за эпидемии холеры. О точных датах завершения пьес можно судить по пометкам, которые оставил писатель. 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го – над «Моцартом и Сальери», 4 ноября – над «Каменным гостем», а 6 ноября – над «Пиром во время чумы».

Действие во всех четырех пьесах происходит в Западной Европе в разные времена. Исследователи сходятся в том, что на создание цикла писателя вдохновили размышления о европейской культуре. Русская культура пушкинской поры стала ощущать себя частью европейской.

В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» – это Средневековье, «Каменный гость» –Возрождение, «Моцарт и Сальери» – Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона – поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.

Все пьесы написаны «шекспировским» пятистопным ямбом. Форма трагедии, основанной на столкновении характеров и идей также восходит к Шекспиру, одному из самых важных для Пушкина в 1830-е годы авторов.

Публикация цикла и постановки

При жизни Пушкина цикли не печатался как единое целое. Первая публикация «Скупого рыцаря» – «Современник», 1836, № 1. Пьеса «Моцарт и Сальери» была напечатана в альманахе «Северные цветы» на 1832 год». «Пир во время чумы» – в альманахе «Альциона» ⁠за 1832-й. Только трагедия «Каменный гость» не была напечатала при жизни Пушкина, её увидел свет в сборнике «Сто русских литераторов» ⁠ (1839).

Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Александровском театре Петербурга представили «Моцарта и Сальери». Спектакль не был успешным: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского. Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен.

Интересно, что с момента первых опытов и до наших дней над «Маленькими трагедиями» витает проклятье «несценичности», поэтому история постановок не очень богата.

Откуда взялось название цикла?

«Драматические сцены». Титульный лист рукописи

Как уже сказали, Пушкин сам не издавал четыре пьесы вместе, поэтому не дал им общего названия. Сохранился лист, на котором автор набрасывает название предполагаемого общего издания: «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений», «Маленькие трагедии».

В письме своему другу Петру Плетнёву ⁠от 9 декабря 1830 года Пушкин писал, что привёз из Болдина «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Во всех собраниях сочинений Пушкина до 1880 года четыре пьесы, вместе со «Сценой из Фауста» (1825) и неоконченной «Русалкой» (1826–1832), включались в раздел «Драматические сцены». Впервые четыре пьесы, написанные в 1830-м, были выделены и объединены в издании под редакцией Петра Ефремова ⁠(1880–1881), а официальное название «Маленькие трагедии» появляется в Полном собрании сочинений 1887 года.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий