Писатели и мода: леди-денди Гиппиус и основоположница «петербургского стиля» Ахматова

Продолжаем исследовать модные образы писателей. Сегодня поговорим о двух выдающихся поэтессах Серебряного века.

Зинаида Гиппиус

Эту женщину называют легендой Серебряного века за стремление выделяться и быть непохожей. Она всегда хотела быть «не как все».

В конце XIX века женщины не увлекались косметикой, мода на неё пришла позже, после первой мировой войны. Однако Гиппиус чересчур ярко красила губы, густо белилась и румянилась, как это делали актрисы. Это придавало ее лицу вид маски, искусственность. Она отстригла свои косы и практически ввела в моду взлохмаченные кудри.

Зинаида Гиппиус предпочитала брюки, мужской крой. Она даже на венчании с Дмитрием Мережковским была в тёмном стогом костюме и маленькой шляпке на розовой подкладке. Недоброжелатели называли Гиппиус мужем, а Мережковского – женой, которого она оплодотворяет своими идеями.

Хорошо знавшая ее Нина Берберова написала: «Она выработала в себе две внешние черты: спокойствие и женственность. Внутри она не была спокойна. И она не была женщиной…». Зинаида, действительно, чувствовала себя больше мужчиной, говорила про себя в мужском роде, подписывая свои произведения мужскими псевдонимами: «Антон Крайний», «Лев Пущин», «Товарищ Герман».

Для знаменитого портрета кисти Бакста (1906) Зинаида Гиппиус позировала в костюме щёголя XVIII века: камзол, узкие панталоны и батистовая манишка, непокорные волосы забраны в пышную причёску, тонкие губы застыли в презрительной усмешке, а взгляд холоден и насмешлив. Вряд ли можно представить себе что-то более женственное, чем эта деланная небрежность.

Экстравагантные наряды Гиппиус совмещала с милыми женскими платьями, в которых она была очаровательна.

Общество любило и ненавидело эту женщину, ведь она позволяла себе больше чем другие и не боялась осуждений.

Анна Ахматова

Её называют основоположницей «петербургского стиля», который стал эталоном для многих женщин и за пределами столицы. В клишированный образ ленинградки входит темное платье, шаль, брошь из кремовой яшмы, янтарные ожерелья и бусы из черного агата, перстни на руках. Припомнили фотографии Ахматовой? Именно так она выглядит на многих фотографиях.

«Я всю жизнь делала с собой все, что было модно», – заявляла Ахматова. Она следила за новинками, была в курсе всех парижских новостей. Поэтесса не просто следовала моде, её вещи всегда выделили Ахматову среди других. Соученица Анны Горенко по гимназии Вера Беер в конце 1900-х вспоминала: «Даже в мелочах Горенко отличалась от нас. Все мы, гимназистки, носили одинаковую форму — коричневое платье и черный передник определенного фасона. Но у Горенко материал какой-то особенный, мягкий, приятного шоколадного цвета. И сидит платье на ней как влитое, и на локтях у нее никогда нет заплаток. А безобразие форменной шляпки-„пирожка“ на ней незаметно».

Она носила причудливые с перьями и простые фетровые шляпки, костюм-тайер, «хромающую» (узкую) длинную юбку, платья с модным цветочным принтом и шали. Она любила экспериментировать, менять образы. Однако твердо место в её гардеробе заняли черные шёлковые платья еще в 1910-х годах, а к 1960-м их не вытеснили серые. Темное платье простого кроя стало главным символом стиля Ахматовой, как «маленькое черное платье» — символом стиля Коко Шанель.

Читайте также:
Писатели и мода: желтая рубаха Маяковского и косоворотка Есенина
Писатели и мода: как одевались Гоголь, Толстой и Чехов

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий