Уважаемые читатели! 3 марта исполняется 150 лет Николаю Евгеньевичу Ончукову. Русская народная сказка стала предметом интенсивного исследовательского интереса во второй половине XIX века.
К началу XX столетия был собран огромный фактический материал, были выявлены и описаны сюжеты и их варианты, определены районы с наиболее богатой сказочной традицией, и как следствие этого, стали складываться исследовательские школы русского сказковедения (мифологическая, историческая), принесшие всемирную славу русской фольклористике. Именно богатая эпическая традиция (собственно эпос и народная сказка) определила русскую культуру как особую человеческую цивилизацию, имя которой – Россия.С именем Николая Евгеньевича Ончукова связана одна из удивительных страниц в истории нашей фольклористики – открытие в 1901-1902 годах печорского очага былевого песнетворчества и живых носителей былинной традиции, в памяти которых хранились сотни былинных стихов. Николай Евгеньевич Ончуков родился 3 марта 1872 года в городе Сарапул Вятской губернии в семье кустаря-скорняка. Его путь к образованию был труден, с юношеских лет пришлось работать, помогать семье. Однако ему удалось закончить Казанскую школу лекарских помощников. В течение нескольких лет он занимался медицинской деятельностью, заведовал фельдшерским пунктом в одном из сел Пензенского уезда, боролся с эпидемиями холеры, тифа, скарлатины, дифтерита в родном Сарапуле, в Казанской губернии, в Удмуртии.
В 1897 году в газетах Перми и Екатеринбурга стали появляться первые фельетоны Ончукова, а некоторые материалы стала печатать даже петербургская пресса. Журналистика становится его единственным источником существования, и он переезжает в Петербург, где начинает сотрудничать в «Неделе», «Сыне отечества», «Северном курьере» и других изданиях. Однако работа журналиста-поденщика не обеспечивала гарантированного заработка, и кто-то из друзей посоветовал ему обратиться в Русское географическое общество, которое организовывало этнографические экспедиции и выделяло их участникам определенные суммы. Так судьба привела человека без высшего университетского образования в науку, ставшую в дальнейшем смыслом всей его жизни. С 1900 по 1908 год Ончуков исследовал весь Север России, напечатал ряд статей в журналах и выпустил три книги – «Печорские былины», «Северные сказки» и «Северные народные драмы».
«Северные сказки» – первая научная публикация русских сказок после двадцатилетнего перерыва в издании этого жанра. В состав сборника вошли сказки, записанные самим собирателем. Это сборник и сегодня остается одним из популярнейших собраний народных сказок. Он сразу же был замечен и читателями и исследователями. Сборник сказок был составлен из записей, произведенных в бывшей Олонецкой и бывшей Архангельской губерниях, прославленных замечательными мастерами былинного эпоса.
Исследователями отмечалось, что сказки «русского Севера» очень долго оставались несобранными и неизученными. Среди собирателей господствовало пренебрежительное отношение к сказке как к жанру второстепенному, значительно менее ценному, чем былина. В связи с этим сборник Н. Е. Ончукова рассматривался как «переломный», положивший начало иному отношению к народной сказке русского Севера. «Северные сказки» – сборник необычный. Эти сказки не только доставляют истинное духовное наслаждение, но и удивляют пестротой сюжетов, изысканностью народной речи, глубоким внутренним трагизмом. В них жизнь русского народа, его вера в правду и справедливость, его радость и страдание, любовь и ненависть. Эти сказки – образцы поразительного мироощущения русского народа, который в своём творчестве, даже рисуя ситуации трагические, всегда нес свет вечного оптимизма. Спустя два десятилетия Ончуков подведет итоги своих наблюдений: «Как и все собиратели последнего времени, и я, конечно, с грустью наблюдал забвение и разрушение волшебной сказки». Слова эти полностью относятся и к сборнику «Северные сказки», за который Н. Е. Ончуков был награжден большой золотой медалью Русского географического общества.
В 1911 году вышел в свет еще один его сборник – «Северные народные драмы», в составе которого было 10 народных пьес, ранее неизвестных фольклористам. Благодаря Ончукову мы имеем сейчас возможность знакомиться с этой стороной народной культуры, которая могла быть навсегда утрачена. В эти же годы ученый закончил Археологический институт в Петербурге по специальности церковная археология.
В это время капитализм на севере России только начинал наверстывать упущенное. Однако вместе с тем полная архаика быта, раскольники поморского толка с их религиозной непримиримостью, где даже обычный православный священник был вынужден выступать как миссионер. В очень серьезной книге «Печорская старина», посвященной описанию рукописей и архивов церквей Низовой Печоры, Ончуков, пользуясь необычным для научного исследования стилем, так суммировал свои впечатления о русском Севере: «За редкость на Печоре телеги, ездят все больше верхом, а кладь возят на волокушах, и тут же, в этих бездорожных селах тянутся столбы телеграфа, проволока которого, как нервы, соединяет этот живой кусочек давно прошлой жизни с действительностью XX века, кипящего в остальной России». Ончуков прекрасно осознавал, что «когда Печора покроется заводами, которые с занятием в качестве рабочих местных крестьян будут привлекать и полчища « бродячей Руси» из центров России, это нашествие, в конце концов, свалит старую культуру Печоры, а с её упадком постепенно исчезнут и былины… Может быть, это и необходимо, как одна из стадий промышленного роста страны, но это грустно». До революции 1917 года Н. Е. Ончуков получил огромный заряд творческой энергии и проявил себя как неутомимый собиратель, фольклорист, этнограф, талантливый журналист, исследователь и публикатор. Он, единственный из фольклористов, стал обладателем трех наград Русского географического общества: серебряной медали за результаты комплексной экспедиции в Чердынский край Пермской губернии в 1900 году, малой золотой медали за сборник «Печорские былины» и большой золотой медали за сборник «Северные сказки».
Первый петербургский десятилетний период жизни ученого закончился в 1908 г. Жизненные обстоятельства вынудили Н. Е. Ончукова вернуться на родину, в город Сарапул Вятской губернии, а в ходе Гражданской войны он оказался сначала в Иркутске, а затем в Перми . Эти годы были заполнены активной общественной работой, которая не оставляла времени для собирательства. И только летом 1923 года Н. Е. Ончуков, тогда преподаватель на кафедре русского языка педагогического факультета Пермского университета, побывал во второй своей экспедиции в Чердынский край с целью приобретения предметов народного быта для Московской сельскохозяйственной выставки. Очерк-отчет о поездке, опубликованный в «Пермском краеведческом сборнике» в 1924 году, содержит лишь этнографический материал. Фольклор в этой экспедиции Н. Е. Ончуков не записывал. Второй петербургский период жизни ученого начинается в декабре 1924 года и длится около 10 лет. И пишет, пишет, пишет! Одна за другой выходят из печати статьи, заметки, рецензии, обзоры, фольклорные публикации. Подготовлены к печати два сказочных сборника – «Тавдинские сказки» и «Лодейнопольские сказки». Тридцатые годы, особенно предвоенный период, стали поворотными в жизни Н. Е. Ончукова и других ученых: усилилась цензура, участились случаи запрета публикации научных работ, начались аресты ученых , не лояльных, по мнению властей, к советской власти, ссылки и лишения гражданских прав. Вместе со многими учеными был арестован и сослан в город Никольск Вологодской области и Н. Е. Ончуков. И лишь вмешательство Горького позволило ему вернуться в Ленинград, откуда он был выслан в Пензу. Пензенский период жизни ученого с 1934 по 1942 год был тяжелым и в житейском, и в моральном отношениях: лишение гражданских прав, запрет на публикацию трудов, которые оседали в разных архивах и редакциях, отсутствие работы, а значит, и средств к существованию, согласие на любой случайный заработок. Через все эти унижения пришлось пройти талантливому ученому, за плечами которого были десятки работ по русской народной культуре и пять уникальных сборников. Тяжелые жизненные обстоятельства ученого не сломили. Он по-прежнему интересуется событиями в мире науки о фольклоре, сам находит время для серьезной исследовательской работы, завершив статью о расколе – «Верования наших дней»; с возмущением отзывается о намерении А. Н. Толстого издать свод обработанных сказок. Он пишет в эти годы статьи и очерки. Ни одна из его статей не была опубликована. Лишь изредка на страницах местной газеты «Рабочая Пенза», с которой Н. Е. Ончуков сотрудничал, появлялись его заметки: «Некрасов и современность». Это были последние публикации ученого, так как именно в эти годы в России начались репрессии. Газета «Рабочая Пенза» была закрыта, многие сотрудники и корреспонденты газеты уволены или арестованы. Среди обвиненных во вредительстве оказался и Н. Е. Ончуков.
В 1939 г. он был арестован, осужден на 10 лет лишения свободы и 6 марта 1942 г. скончался в лагере под Пензой. Однако потомкам остались его труды, многочисленные сборники, которые полны духовным богатством боготворимого Ончуковым народа, в силу и талант которого он верил и в годы научного триумфа, и в годы полного забвения.
Библиотекарь Безводнинской сельской библиотеки Т.Ю.Князева.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.