Сказитель русского Севера

Уважаемые читатели! 3 марта исполняется 150 лет  Николаю  Евгеньевичу  Ончукову. Русская народная сказка стала предметом интенсивного исследовательского интереса во второй половине XIX века.
К началу XX столетия был собран огромный фактический материал, были выявлены и описаны сюжеты и их варианты, определены районы с наиболее богатой сказочной традицией, и как следствие этого, стали складываться исследовательские школы русского сказковедения (мифологическая, историческая), принесшие всемирную славу русской фольклористике. Именно богатая эпическая традиция (собственно эпос и народная сказка) определила русскую культуру как особую человеческую цивилизацию, имя которой – Россия.С именем  Николая  Евгеньевича  Ончукова  связана одна из удивительных страниц в истории нашей фольклористики – открытие в 1901-1902 годах  печорского очага былевого песнетворчества и живых носителей былинной традиции, в памяти которых хранились сотни былинных стихов.                                                                                         Николай Евгеньевич  Ончуков  родился 3 марта 1872 года в городе Сарапул  Вятской губернии   в семье кустаря-скорняка. Его путь к образованию был труден, с юношеских лет пришлось работать, помогать семье. Однако ему удалось закончить  Казанскую школу лекарских  помощников. В течение нескольких лет он занимался медицинской деятельностью, заведовал фельдшерским пунктом в одном из сел Пензенского уезда, боролся с эпидемиями холеры, тифа, скарлатины, дифтерита в родном Сарапуле, в Казанской губернии, в Удмуртии.

В 1897 году  в  газетах  Перми  и  Екатеринбурга  стали появляться  первые  фельетоны Ончукова, а некоторые материалы стала печатать даже  петербургская пресса. Журналистика становится его единственным  источником существования, и он переезжает в Петербург, где начинает сотрудничать в «Неделе», «Сыне отечества», «Северном курьере» и других изданиях. Однако работа журналиста-поденщика не обеспечивала гарантированного заработка, и кто-то из друзей посоветовал ему обратиться в Русское географическое общество, которое организовывало этнографические экспедиции  и  выделяло  их участникам  определенные  суммы.  Так судьба привела человека без высшего университетского образования в науку, ставшую в дальнейшем смыслом всей  его  жизни.                                                                  С 1900 по 1908 год  Ончуков  исследовал  весь  Север  России, напечатал  ряд  статей  в журналах  и  выпустил  три  книги – «Печорские былины», «Северные сказки» и «Северные народные драмы».  

                                                                                                          «Северные сказки» – первая научная публикация русских  сказок  после  двадцатилетнего перерыва в издании этого жанра. В состав сборника вошли сказки, записанные самим собирателем. Это сборник и сегодня  остается одним из популярнейших собраний народных сказок.  Он  сразу же был замечен и читателями и исследователями. Сборник сказок  был составлен из записей, произведенных в бывшей Олонецкой  и бывшей Архангельской губерниях, прославленных замечательными мастерами былинного эпоса.
Исследователями отмечалось, что сказки  «русского  Севера» очень долго оставались несобранными и неизученными. Среди собирателей господствовало пренебрежительное отношение к сказке  как  к  жанру второстепенному,  значительно менее ценному, чем былина. В связи с этим сборник  Н. Е. Ончукова  рассматривался как «переломный», положивший начало иному отношению к  народной сказке русского  Севера.                                                                                                                                           «Северные сказки» – сборник необычный. Эти сказки не только доставляют истинное духовное наслаждение, но и удивляют пестротой сюжетов, изысканностью народной речи, глубоким внутренним трагизмом. В них жизнь русского народа, его вера в правду и справедливость, его радость и страдание, любовь и ненависть. Эти сказки – образцы поразительного мироощущения русского народа, который в своём творчестве, даже рисуя ситуации трагические, всегда нес свет вечного оптимизма.                       Спустя два десятилетия Ончуков подведет итоги своих наблюдений: «Как и все собиратели последнего времени, и я, конечно, с грустью наблюдал забвение и разрушение волшебной сказки». Слова эти полностью относятся и к сборнику «Северные сказки», за который  Н. Е. Ончуков был награжден большой золотой медалью Русского географического общества. 

В 1911 году  вышел в свет еще один его сборник – «Северные народные драмы», в составе которого было 10 народных пьес, ранее неизвестных фольклористам.  Благодаря  Ончукову мы  имеем  сейчас  возможность  знакомиться  с этой стороной народной  культуры, которая могла быть навсегда утрачена.                                                                                                               В  эти  же  годы  ученый  закончил  Археологический  институт  в  Петербурге  по  специальности  церковная археология.
В это время  капитализм на севере России только начинал  наверстывать упущенное. Однако вместе с тем полная архаика быта, раскольники поморского толка с их религиозной непримиримостью, где даже обычный православный священник был вынужден выступать как миссионер. В очень серьезной книге «Печорская старина», посвященной описанию рукописей и архивов церквей Низовой Печоры, Ончуков, пользуясь необычным для научного исследования стилем, так суммировал свои впечатления о русском Севере: «За редкость на Печоре телеги, ездят все больше верхом, а  кладь возят на волокушах, и  тут  же, в этих бездорожных селах тянутся столбы  телеграфа, проволока которого, как нервы, соединяет  этот  живой  кусочек давно прошлой жизни с действительностью XX века, кипящего в остальной России». Ончуков  прекрасно  осознавал, что «когда Печора покроется заводами, которые с занятием в качестве рабочих местных крестьян будут привлекать и полчища  « бродячей Руси» из центров России, это нашествие, в конце концов, свалит старую культуру Печоры, а с её упадком постепенно исчезнут и былины… Может быть, это и необходимо, как одна из стадий промышленного роста страны, но это грустно».                                                            До революции  1917 года Н. Е. Ончуков получил огромный заряд творческой энергии и проявил себя как неутомимый  собиратель, фольклорист, этнограф, талантливый журналист, исследователь и публикатор. Он, единственный из фольклористов, стал обладателем трех наград  Русского географического общества: серебряной медали за результаты комплексной экспедиции в Чердынский  край Пермской губернии в 1900 году, малой золотой медали за сборник «Печорские былины» и большой золотой медали за сборник «Северные сказки».

Первый петербургский десятилетний период жизни ученого закончился в 1908 г. Жизненные обстоятельства вынудили Н. Е. Ончукова  вернуться на родину, в город Сарапул Вятской губернии, а в ходе Гражданской войны он оказался сначала в Иркутске, а затем в Перми . Эти годы были заполнены активной общественной работой, которая не оставляла времени для собирательства. И только летом 1923 года Н. Е. Ончуков, тогда преподаватель на кафедре русского языка педагогического факультета Пермского университета, побывал во второй своей экспедиции в Чердынский край с целью приобретения предметов народного быта для Московской сельскохозяйственной выставки. Очерк-отчет о поездке, опубликованный в «Пермском краеведческом сборнике» в 1924 году, содержит лишь этнографический материал. Фольклор в этой экспедиции  Н. Е. Ончуков не записывал. Второй петербургский  период жизни ученого начинается  в  декабре 1924 года  и  длится около 10 лет. И пишет, пишет, пишет! Одна за другой выходят из печати статьи, заметки, рецензии, обзоры, фольклорные публикации. Подготовлены к печати два сказочных сборника – «Тавдинские сказки» и «Лодейнопольские сказки».                                                                                                                              Тридцатые годы, особенно предвоенный период, стали поворотными в жизни                       Н. Е. Ончукова и других ученых: усилилась цензура, участились случаи запрета публикации научных работ, начались аресты ученых , не  лояльных, по мнению властей, к советской власти, ссылки и лишения гражданских прав. Вместе со многими учеными был арестован и сослан в город Никольск  Вологодской области  и  Н. Е. Ончуков. И лишь вмешательство Горького позволило ему вернуться в Ленинград, откуда он был выслан в Пензу.                                                                                                                         Пензенский период жизни ученого  с 1934 по 1942 год был тяжелым и в житейском, и в моральном отношениях: лишение гражданских прав, запрет на публикацию трудов, которые оседали в разных архивах и редакциях, отсутствие работы, а значит, и средств к существованию, согласие на любой случайный заработок.  Через все эти унижения пришлось  пройти  талантливому  ученому, за  плечами которого были десятки работ по русской народной культуре и пять уникальных сборников.                                                                           Тяжелые жизненные обстоятельства ученого не сломили.  Он по-прежнему интересуется событиями в мире науки о фольклоре, сам находит время для серьезной исследовательской работы, завершив статью о расколе – «Верования наших дней»; с возмущением отзывается о намерении А. Н. Толстого издать свод обработанных сказок.                                                                                                                                        Он пишет в эти годы статьи и очерки. Ни одна из его статей не была опубликована.  Лишь изредка на страницах местной газеты «Рабочая Пенза», с которой  Н. Е. Ончуков сотрудничал, появлялись его заметки: «Некрасов и современность». Это были последние публикации ученого, так как именно в эти годы  в России начались репрессии.                                                                                                                            Газета «Рабочая Пенза»  была закрыта, многие сотрудники  и корреспонденты  газеты  уволены  или арестованы. Среди  обвиненных  во вредительстве оказался и  Н. Е. Ончуков.

В 1939 г. он  был арестован, осужден на 10 лет лишения свободы и  6 марта 1942 г. скончался в лагере под  Пензой.                                                                        Однако потомкам остались его труды, многочисленные сборники, которые полны духовным богатством боготворимого  Ончуковым народа, в силу и талант которого он верил и в годы научного триумфа, и в годы полного забвения.

                Библиотекарь   Безводнинской  сельской  библиотеки  Т.Ю.Князева.

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий