«В день писателя – столетний юбилей» – литературно – познавательный обзор

В начале весны во всем мире традиционно отмечают день писателя.

В начале XX века в писательской среде появилась идея создать ПЕН-клуб, который объединил бы литераторов и журналистов. Произошло это событие в британской столице в 1921 году благодаря энтузиазму английских писателей Джона Голсуорси и Кэтрин Доусон-Скотт. Название организации созвучно с английским словом pen, что означает в переводе на русский язык перо или ручку. И это очень символично. Но на самом деле название клуба состоит из аббревиатуры слов: poets, essayists, novelists, которые переводятся как: поэты, авторы эссе и романисты.

Во всех уголках земли во Всемирный день писателя 2021 литераторы говорили, что для романиста или журналиста важно не только прекрасно владеть словом, яркой развитой фантазией, но и иметь честную гражданскую позицию, а не писать в угоду чьих-то политических, корпоративных или личных интересов. Вдохновенное творчество, духовная свобода и отсутствие произвола цензуры – это три кита, на которые опирается писательская профессия.

В этот день мы отмечаем 100 летний юбилей Устюгова Анатолия Михайловича (1921-2007) – Кировского  писателя, художника, фотографа.

Раз­ны­ми пу­тя­ми при­хо­дит че­ло­век к по­ни­ма­нию при­ро­ды, к уме­нию ви­деть, слы­шать, за­ме­чать то, ми­мо че­го дру­гие про­хо­дят, не за­ме­тив. У Ана­то­лия Ми­хай­ло­ви­ча Устю­го­ва слу­чи­лось это так: «… лю­бовь моя к при­ро­де, к пти­цам на­ча­лась с то­го, что дед при­вёз мне, пя­ти­лет­не­му, в го­род го­лу­бя и пе­ре­дал пря­мо в ру­ки. Ме­ня по­ра­зи­ла кра­со­та пти­цы, а ко­гда я её под­бро­сил вверх, и она по­ле­те­ла, ра­до­сти мо­ей не бы­ло кон­ца. По­сле это­го я стал ин­те­ре­со­вать­ся не толь­ко пти­ца­ми, но и всем жи­вым, что ле­та­ло: ба­боч­ка­ми, стре­ко­за­ми».

Дет­ство Ана­то­лия Ми­хай­ло­ви­ча про­шло в го­ро­дах Но­лин­ске и Вят­ских По­ля­нах Вят­ской гу­бер­нии (Ки­ров­ской об­ла­сти), а с чет­вёр­то­го клас­са он жил в Вят­ке (Ки­ро­ве). К то­му вре­ме­ни се­мья уве­ли­чи­лась, и То­ля об­за­вёл­ся дву­мя бра­тья­ми. Отец за­ни­мал ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти, мать хло­по­та­ла по до­му. Старт, дан­ный в дет­стве де­дом и ме­стом рож­де­ния, в шко­ле по­лу­чил про­дол­же­ние и при­вёл его к увле­че­нию био­ло­ги­ей. Он с боль­шим ин­те­ре­сом за­ни­мал­ся в юн­нат­ском круж­ке при кра­е­вед­че­ском му­зее. Здесь ре­бя­та не толь­ко мно­го узна­ва­ли о жи­вот­ных, но и са­ми за­ни­ма­лись на­уч­ны­ми опы­та­ми.

Вско­ре у бу­ду­ще­го пи­са­те­ля на­ко­пил­ся бо­га­тый ма­те­ри­ал, с ко­то­рым в 1937-38 гг он участ­во­вал в кон­кур­се жур­на­ла «Юный на­ту­ра­лист». За рас­сказ «Дроз­ды-ря­бин­ни­ки» и очерк «Пе­ре­се­ля­ют­ся рас­те­ния и жи­вот­ные» был удо­сто­ен пер­вой пре­мии жур­на­ла. Это бы­ла его пер­вая пуб­ли­ка­ция, а по­да­рок — ше­сти­крат­ный би­нокль — стал пер­вым го­но­ра­ром.

Эти за­ня­тия оста­ви­ли глу­бо­кий след в его жиз­ни, бу­дучи уже умуд­рён­ным че­ло­ве­ком Ана­то­лий Ми­хай­ло­вич на во­прос: «Ва­ше хоб­би в дет­стве и сей­час», – от­ве­тил про­сто: «Од­ним из са­мых силь­ных увле­че­ний в дет­стве был кру­жок юн­на­тов при Ки­ров­ском кра­е­вед­че­ском му­зее. Мы за­ни­ма­лись там на­сто­я­щей на­уч­ной ра­бо­той. Я лю­бил де­лать за­ри­сов­ки жи­вот­ных и за­ни­мать­ся фо­то­гра­фи­ей. Сей­час, через 60 с лиш­ним лет, сно­ва взял в ру­ки пе­ро и стал ри­со­вать. У ме­ня го­то­ва кни­га ри­сун­ков «Лес­ные гла­за».

Интересы, возникшие в детстве, во многом определили его последующую жизнь. Он мечтал стать биологом-естествоиспытателем, поступил на биологический факультет Ленинградского университета. Однако война спутала все планы, первокурсников призвали в армию.

Анатолий Михайлович прошел всю войну, сражался на Украине и Кубани, был в боях под Ленинградом, воевал под Нарвой, служил в Эстонии. Он трижды ранен, контужен, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями.

Вер­нув­шись в Ки­ров по­сле вой­ны, Ана­то­лий Ми­хай­ло­вич ра­бо­тал на раз­лич­ных пред­при­я­ти­ях и пи­сал. Его рас­ска­зы пуб­ли­ко­ва­лись в раз­ных пе­ри­о­ди­че­ских из­да­ни­ях. В 1951 го­ду вы­шла его пер­вая книж­ка для де­тей «У мо­ста», за­тем в 1954 го­ду по­яв­ля­ет­ся хо­ро­шо из­вест­ная чи­та­те­лям по­весть «Го­лу­бая змей­ка», две кни­ги рас­ска­зов «Сле­до­пы­ты» и «Вы­скоч­ка и Пух­ля» вы­шли в 1956, а по­весть «Зе­лё­ная ко­ро­боч­ка» уви­де­ла свет в 1957 го­ду.

За книж­ку о жи­вот­ных и пти­цах он был при­нят в Со­юз пи­са­те­лей СССР(1958).

В на­ча­ле 1960-х пи­са­тель из­да­ёт по­весть «Лё­ка, Пи­ка и дру­гие».

В 1958 го­ду, уви­де­ла свет са­мая зре­лая и са­мая зна­ме­ни­тая его по­весть «По­след­ний па­трон», от­крыв­шая те­му «вой­на и де­ти», по­это­му кри­ти­ки счи­та­ют, что из­да­ни­ем кни­ги «Лё­ка, Пи­ка и дру­гие» за­вер­ши­лась «опре­де­лён­ная ли­те­ра­тур­ная под­го­тов­ка ав­то­ра для пе­ре­хо­да к во­ен­ной те­ме, ко­то­рая тре­бо­ва­ла сво­е­го во­пло­ще­ния».

 Кни­га о войне «Две неде­ли в пя­той ро­те», ос­но­ва­на на фрон­то­вых за­пис­ках ав­то­ра. Кри­ти­ки от­ме­ти­ли уме­ние пи­са­те­ля прав­ди­во изоб­ра­жать по­все­днев­ный быт на фрон­те, его уме­ние про­ни­кать в пси­хо­ло­гию ря­до­во­го сол­да­та, в непро­стые вза­и­мо­от­но­ше­ния лю­дей, рис­ку­ю­щих жиз­нью.

Ге­рои Устю­го­ва — тер­пе­ли­вые тру­же­ни­ки вой­ны. Пре­дель­ная до­сто­вер­ность и от­кро­вен­ность при­вле­ка­ет нас в его по­ве­стях «Две неде­ли в пя­той ро­те», «По­лу­тор­ка», «Плен­ный из со­рок пер­во­го» и дру­гие. Он ни­ко­гда не рас­ска­зы­вал о сво­их по­дви­гах на фрон­те. Толь­ко од­на­жды при­знал­ся: «В вой­ну столь­ко при­шлось стре­лять, что до сих пор не мо­гу ни­ко­го уби­вать» .  Он дей­стви­тель­но не мог оби­деть да­же са­мую ма­лень­кую бу­каш­ку, для него это бы­ла жизнь.

Ана­то­лий Ми­хай­ло­вич ушёл из жиз­ни в 2007-м, оста­вив нам кни­ги, ко­то­рые учат детей любить родную природу, раскрывают мир человека, как частички живой природы.

Библиотекарь Павловской библиотеки Шмырина Л.Н.

Запись опубликована в рубрике Вести сельских библиотек, Главная. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий