Великие музы Серебряного века

Любовь – главный источник вдохновения. За каждым великим чувственным стихотворением стоит невероятная, вдохновляющая женщина. Сегодня мы расскажем о трёх прекрасных женщинах-музах поэтов XX века.

Айседора Дункан

Айседора Дункан – американская танцовщица, вскружившая голову нашему злотоволосому поэту-хулигану. Союз Айседоры Дункан и Сергея Есенина был  необычным по многим причинам: разница в возрасте, континентах и мирах.
Пара познакомилась в 1921 году. С первой встречи они вели себя так, будто были знакомы давно. В 1922 году они поженились. На момент свадьбы Сергею Есенину было 27 лет, а Айседоре Дункан 45. Вскоре после свадьбы Айседора отправилась на гастроли по Европе, Есенин вместе с ней. Поэта оскорбляло, что из-за разницы в возрасте, его воспринимали как приложение к танцовщице. Он чувствовал себя некомфортно в лучах славы жены. Из-за неестественного для поэта окружения и непривычной жизни Есенин вернулся к алкоголю, а вместе с кабаками вспомнилось и чувство ревности, и рукоприкладство. Всё это в итоге разрушило союз двух творческих личностей. В 1924 Айседора Дункан и Сергей Есенин развелись. Их отношения подарили нам такие пронзительные и глубокие стихи:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Любовь Менделеева
Любовь Дмитриевна Менделеева – историк балета, актриса, дочь знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Она была неоднозначным персонажем в истории Серебряного Века. Блок и Менделеева были знакомы с детства, после долгих перерывов в общении судьба будто бы сталкивала их на улицах Петербурга. Увлеченный символизмом поэт видел знаки судьбы в случайных встречах с Любой и решил сделать ей предложение. В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились.
В своих стихах поэт обожествлял свою жену, она послужила прообразом для написания цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.


Анна Ахматова: «Она (Брик) была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы… Внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то… Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился… И любил ее…»


Андрей Белый, Любовь Менделеева, Александр Блок.

Для поэта жена была Музой в полном смысле этого слова. Он боялся вступать с ней в физический контакт, считая, что это лишит её небесного происхождения и чистоты. Блок заводил романы с другими женщинами. В это время близкий друг Андрей Белый, вдохновленный стихами Блока, начал влюбляться в Любовь Дмитриевну. Андрей Белый тоже видел чарующую красоту Любови, но испытывал к ней более земные чувства и мечтал создать с ней семью, о чем поведал ей в письме. Девушка не стала утаивать от мужа это признание, как и то, что готова ответить Андрею взаимностью. Разводиться она не хотела. Более трех лет оба поэта присутствовали в жизни своей музы, изводили её своей странной любовью. Менделеева не могла определиться: она металась от одного к другому. К концу 1907 года все завершилось: Любовь Дмитриевна вернулась к мужу, а отношения между поэтами были возобновлены. Мир в чете Блоков так и не будет восстановлен полностью: вскоре у обоих начнутся романы на стороне. Тем не менее этот странный брак оказался единственным в жизни поэта и его супруги и продержался 18 лет, вплоть до самой кончины Блока.

Лилия Брик

Какому небесному Гофману
выдумалась ты, проклятая?!

Ещё одной вершиной любовного треугольника среди деятелей Серебряного Века была Лилия Брик. В 22 года Лиля стала роковой соблазнительницей. Девушке нравились талантливые мужчины. Сама она пробовала заниматься литературой, математикой, скульптурой и архитектурой, но ни в одной из этих областей девушка не преуспела. Разносторонность интересов привела к тому, что круг ее поклонников включал одаренных людей, уже ставших известными в своей профессии.
У Лили Брик был рецепт: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но, что другие этого не понимают и разрешать ему то, что не разрешают ему дома, например, курить или ездить, куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Маяковский и Брик познакомились в 1915 году. Лиля была замужем за Осипом Бриком, литературоведом и впоследствии издателем поэм «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах». Маяковский и Брики несколько лет жили одной семьей, вместе проводили время, творили и очень талантливо страдали, что отразилось во множестве строк Маяковского, наполненных болью, мучениями и поклонением Лиле.

Бог доволен.
Под небом в круче
измученный человек одичал и вымер.
Бог потирает ладони ручек.
Думает бог:
погоди, Владимир!
Это ему, ему же,
чтоб не догадался, кто ты,
выдумалось дать тебе настоящего мужа
и на рояль положить человечьи ноты.

Роман продолжался 15 лет. Каждый из участников треугольника, по сути, жил своей жизнью – Лиля меняла любовников, у Осипа тоже была возлюбленная, а Маяковский мотался по заграницам, пытаясь забыть Лилю, и каждый раз возвращался к ней.

Читайте также: Пушистые музы писателей

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий