«Литература в дни войны становится истинно народным
голосом героической души народа» (Алексей Толстой).
Поэзия и проза военных лет занимает особое место в отечественной литературе. До сих пор от стихотворений наворачиваются слёзы на глазах и сжимается сердце в груди. Литература периода ВОВ – это летопись человеческих судеб и чувств, изложенные в малых формах: поэзии и публицистике. Сегодня поговорим о первой.
Литература давала людям надежду и силы бороться, поднимала боевой дух и сплочала. С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. В первые же дни наступления нацистов все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400.
Для всех литературных произведений военных лет характерны героический пафос и национальная гордость. Каждому рассказу, статье и стихотворению характерна эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.
Поэзия стала голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Слова и мотивы запоминались бойцами и кочевали по стране.
В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный характер. В первые дни войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Великой Отечественной войны. В песне гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.
В военной поэзии первых лет существовали две контрастные краски — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Постепенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.
Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во время отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:
Толпы людей без конца и числа
Шли им навстречу в утренней рани.
Помню: старуха козленка вела,
Девочка в тонких ручонках несла
Маленький кустик чахлой герани.
Гнал их из города ужас ночной,
Пламя ревело за их спиной.
Знаменитые строки «Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов написал в июле-августе 1941 года. Он посвятил стихотворение своей возлюбленной актрисе Валентине Васильевне Серовой.
Сам Симонов писал: «Я считал, что эти стихи — моё личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далёком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали стихотворение „Жди меня“, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».
Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года и сразу обрело огромную популярность. Такие простые, но трогательные строки помогли тысячам людям не потерять надежду на возвращение их любимых.
Большое развитие в годы войны получила поэма, которая могла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наиболее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твардовского.
Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» – одно из самых знаменитых произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного русского солдата, высоко оцененное прежде всего самими фронтовиками. Её называли «Книгой про бойца». Первые главы начали публиковаться в сентябре 1942 года, их стали перепечатывать центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читали по радио Орлов и Левитан. Сам Твардовский читал отрывки из поэмы перед бойцами, в трудовых коллективах и госпиталях. Солдаты её заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания.
Во время войны очень распространенным жанром была баллада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихонова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева
Самые известные военные поэты – Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.