Писатели и мода: желтая рубаха Маяковского и косоворотка Есенина

Мы уже рассказали о трех писателях-модниках. Как одевались Николай Гоголь, Лев Толстой и Антон Чехов читайте в статье. Сегодня поговорим о двух ярких творцах Серебряного века, которых считали ярыми антагонистами.

Владимир Маяковский

Маяковский ценил в одежде комфорт и чистоту, аккуратность. Он привыкал к любимым вещам и мог носить их по несколько лет.

Семья поэта жила бедно, в его гардеробе было несколько потрепанных рубах, которые он всячески пытался приспособить к стилю богемы. Так родились образ Маяковского в галстуке, который было невозможно не заметить.

«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук», – писал он в автобиографическом очерке «Я сам».

Исследователи отмечают, что до 1915 года поэт искал себя, собственное «я», поэтому экспериментировал с внешним видом. Он носил длинные кудрявые волосы и взлохмаченную шевелюру; гладко брился и неожиданно отпускал бороду. В гардеробе появились эффектные шляпы и плащи. В облике поэта сочетались романтизм и эпатаж, и современники часто сравнивали его с анархистом-нигилистом или байроновским поэтом-корсаром.

Маяковский научился разделять повседневный облик и сценический образ. Именно в этот период он начал выступать в своей знаменитой желтой кофте. «Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана», – писал он. Это не только любимая вещь и цвет –историки уверены, он прятал в неё себя настоящего. Софья Шамардина, возлюбленная поэта, вспоминала:

«Его желтая, такого теплого цвета кофта. И другая – черные и желтые полосы. Блестящие сзади брюки, с бахромой. Цилиндр. Руки в карманах. «Я в этой кофте похож на зебру» – это про полосатую кофту – перед зеркалом».

В 1915 году Маяковский влюбился в Лилю Брик. Женщина повлияла не только на творчество поэта, но и на его внешний облик. Она называла его «Мой Щен» и настояла на внушительных переменах: Маяковский вставил новые зубы, накупил перстней и стал сниматься в кино.

В 20-х годах Лиля Брик путешествовала, он присылала возлюбленному посылки с продуктами и новомодной одеждой. В гардеробе поэта появились широкополые пиджаки с чёткими архитектурными линиями.

Позже поэт сам отправился за границу. После поездки Маяковский много работал над своим имиджем и стал одеваться за границей. Большинство вещей он привозил из Парижа. Там поэту шили на заказ многочисленные сорочки, там он покупал портфели, записные книжки и кошельки. Маяковский предпочитал импортные вещи, потому, что они были качественными и комфортными. Знакомые отмечали элегантность поэта, его умение носить хорошую одежду достойно, без вычурности.

Именно тогда сложился узнаваемый и в наши дни образ Маяковского. Неотъемлемыми атрибутами поэта были: трость, без которой он не показывался в люди, кепки и шляпы, хорошая обувь, галстуки, джемперы, папиросы «Герцеговина Флор» и «Северная Пальмира», ручки.

Сергей Есенин

Не смотря на своё деревенское происхождение Сергей Есенин был тем ещё франтом. Есть мнение, что он носил лапти и косоворотку. Действительно, первое время он «играл в крестьянина» и приходил на поэтические вечера в лаптях и вышитой рубахе.

В этом плане показательно воспоминание Владимира Маяковского о первой встрече с деревенским поэтом:

«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.

Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:

– Это что же, для рекламы?

Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:

– Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…

Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый. Уходя, я сказал ему на всякий случай:

– Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!

Есенин возражал с убеждённой горячностью».

Маяковский В. Как делать стихи (1926).

За пару лет скромный деревенский парень превратился в столичного хулигана и модника. Он носил цилиндр, штиблеты, делал маникюр и даже немного пудрил щёки. Поэт заказывал одежду только у лучших портных и даже дома облачался не просто во что-то удобное, а в великолепный японский халат.

Жена, Айседора Дункан, щедро оплачивала гардероб Есенина. Когда танцовщица отправлялась на гастроли, брала с собой 10 чемоданов одежды. Когда же к ней присоединялся Есенин, количество чемоданов удваивалось, причем из десяти чемоданов поэта четыре были с одной только обувью.

Айседора вспоминала, что поэт заботился не только о своем внешнем виде, он заботился ещё о сёстрах: он мог похитить платье и отправить в Москву сестрам.

Путешествуя с Дункан, Есенин непременно приковывал к себе внимание зарубежной прессы. Описывали его так:

«Заграницу со своей знаменитой супругой приехал красивый, и лицом, и фигурой, «второй Пушкин» по таланту, по виду и манерам – редкий аристократ, несмотря на своё крестьянское происхождение. То он в цилиндре и манто, сшитом известным берлинским портным, то в смокинге, цилиндре и чёрной пелерине на белой подкладке, то в своём знаменитом дымчатом кепи и пальто, то в шляпе и пальто «пальмерстон» и модных плоских ботинках «шимми». Иной раз Есенина видят в светлом пальто с шёлковым шарфом, светлом костюме, в светлых замшевых перчатках».

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий